Традиционная реклама на телевидении и в печатных изданиях стремительно теряет позиции, уступая место продвижению товаров и услуг в интернете. В 2019 году количество онлайн-покупок в России выросло почти на 45 % в сравнении с 2018 годом. В нашей реальности даже ребенок может выйти в сеть в любой момент. Игнорировать этот факт — значит, безнадежно проигрывать в конкурентной борьбе на рынке.
Для бизнеса интернет становится чуть ли не панацеей — реклама здесь существенно дешевле, хорошо сделанные сайты приносят прибыль, привлекают новых клиентов. Продвижение продукта в интернете требует комплексного подхода, в нашей статье собраны материалы о рабочих методиках, их плюсах и минусах, о стратегии продвижения и самых частых граблях, подстерегающих предпринимателей на этом пути.
Способы продвижения товара в интернете
Если у вас нет сайта или он не приносит никакой прибыли, самое время заняться его созданием или реанимацией. Не все осознают, что сайт — это не сферический конь в вакууме, он не будет работать сам по себе, его нужно продвигать, а это серьезная работа.
SEO
SEO (Search Engine Optimization) — оптимизация для поисковых систем. Оптимизированный сайт выходит на первые страницы выдачи в ответ на запросы пользователя. Чем ближе к топу выдачи страница, тем выше ее посещаемость. Поисковики анализируют параметры и определяют место в иерархии показов.
Ранжирование сайтов происходит по множеству показателей. Например, для интернет-магазинов наиболее явными факторами, влияющими на место в поисковой выдаче становятся:
- Масштаб сайта: ассортимент магазина, индекс качества (ИКС), географический охват (продвижение товара в интернете только в Москве, например, уступает по показателям поисковой выдачи в сравнении с таким же продвижением в нескольких городах).
- Коммерческие факторы: хорошо структурированный каталог и оформленные карточки товаров с ценниками, описаниями, кнопкой заказа, пользовательскими фильтрами, отзывами и видеороликами; кнопка заказа обратного звонка, онлайн-консультант, разные способы оплаты и доставки, гарантия.
- Социальные факторы: ссылки на сайт, группы в социальных сетях.
- Текстовые факторы: тексты «для людей», без нагромождения ключей, запросы гармонично рассредоточены по тексту, используются синонимы.
Оптимизация сайта должна учитывать все перечисленные позиции.
Плюсы | Минусы |
Не слишком большие расходы. | Отложенный результат (от 3 до 6 месяцев). |
Высокая конверсия. | Большая техническая работа. |
Увеличение трафика. | Постоянное редактирование контента. |
Контекстная реклама
Один из самых действенных методов продвижения товара в интернете — контекстная реклама, т.к. она демонстрируется только заинтересованной аудитории. Первые позиции выдачи поисковиков отданы под рекламные объявления, и, набирая в строке поиска свой запрос, пользователь сразу видит то, что он ищет. Настройка контекстной рекламы доступна через системы Яндекс Директ и Google AdWords.
Настройка контекста может вестись по низко-, средне- и высокочастотным запросам - чем популярнее запрос, тем дороже реклама. Проверяют частотность в Яндекс Вордстате (Как им пользоваться — тут) или других специализированных сервисах и программах.
- Низкочастотные запросы — четко конкретизированные формулировки, например, «Купить смартфон HUAWEI Y5 2019». Комбинация из нескольких низкочастотных запросов может охватить обширную целевую аудиторию за небольшие деньги. На начальном этапе продвижения товара в сети работа с низкочастотными интернет-запросами наиболее эффективна.
- Среднечастотные запросы — это более широкие формулировки, типа «Купить смартфон HUAWEI». Они дают больший охват, но и стоит такая реклама дороже.
- Высокочастотные запросы охватывают огромную аудиторию, львиная доля которой не станет целевой. Такую рекламу могут позволить себе только крупные игроки.
Выкупить лучшую позицию в выдаче поисковика нельзя — сразу несколько сайтов претендуют на место под солнцем. Рекламная система проводит аукцион, в котором учитывается не только ставка, но и другие факторы: качество объявления и посадочной страницы.
Плюсы | Минусы |
Быстрый рост продаж, пока идет кампания. | Стоимость показа не фиксирована — работает по принципу аукциона. |
Сокращение отрезка времени между подачей объявления и продажей. | Регулярные вложения — реклама работает, пока есть деньги. |
Увеличение трафика. | За нецелевые переходы все равно приходится платить. |
Таргетированная реклама
Target в переводе с английского — цель. В этом и есть суть таргетированной рекламы. Рекламные объявления — баннеры, рекламные статьи, видео и подкасты — показываются только целевой аудитории в социальных сетях с учетом пола, возраста, геолокации и интересов предполагаемого покупателя. Таргетинг при грамотной настройке является эффективным способом продвижения товаров и услуг в интернете даже в отсутствие сайта.
При настройке таргетированной рекламы в соцсетях главное — угадать с характеристиками своей целевой аудитории. Также имеют значение несколько факторов:
- Присутствует ли ваша целевая аудитория на этой площадке.
- Соответствует ли подача материала стилистике социальной сети — посты в ВКонтакте и Инстаграме отличаются по манере изложения.
- Качественно ли сделана посадочная страница, на которую приходит пользователь по рекламной ссылке.
Плюсы | Минусы |
Возможность персональной настройки в сочетании с большими охватами. | Ошибка в определении ЦА ведет к пустым тратам. |
Минимальное время от запуска кампании до первых результатов. | Модерация объявлений соцсетями. |
Возможность анализа хода рекламной кампании и оперативной корректировки. | Необходимость постоянно мониторить ситуацию. |
SMM — продвижение в социальных сетях ВК, FB, Instagram
SMM (Social Media Marketing) — это продвижение продукции, бренда, услуг или личного аккаунта через социальные сети в интернете.
SMM годится для продвижения любых товаров и услуг, но лучше всего метод работает с продуктами, целевая аудитория которых ясно определена. Например, детские люльки-гнезда заинтересуют только беременных или недавно родивших женщин, а билеты на концерт Бориса Гребенщикова вряд ли зайдут аудитории Ольги Бузовой.
Продвижение товара в социальных сетях — это сложная, многоступенчатая работа:
- Анализ конкурентов и целевой аудитории.
- Рекламная стратегия.
- Контент-стратегия.
- Разработка фирменного стиля.
- Подготовка контента.
- Воронка продаж. Подготовка к обработке заявок — кто и как этим будет заниматься.
- Запуск трафика, работа с обратной связью, тестирование, устранение ошибок.
Здесь хорошо работает реклама у популярных блогеров или в тематических сообществах, вирусный контент, конкурсы, опросы, тесты.
Плюсы | Минусы |
Гибкость метода — можно продвигать товар с минимальными вложениями или же запустить масштабную кампанию. | Отсутствие быстрого результата и гарантий выбранной стратегии. Приходиться тестировать несколько гипотез и масштабировать удачные. |
Возможность активного общения с ЦА, быстрая обратная связь. | В соцсетях негативно относятся к рекламе. |
Работа с подготовленной, заинтересованной аудиторией. | Поддержание жизни аккаунта требует постоянной работы. |
YouTube
Продвижение канала на YouTube — занятие, требующее существенных усилий. Даже самые харизматичные видеоблогеры рано или поздно надоедают публике, что уж говорить о канале, посвященном какой-то ограниченной группе товаров или услуг. Тем не менее видеоконтент влияет на продажи и узнаваемость бренда.
Первое, о чем нужно помнить про YouTube, что интерес к теме в конечном итоге переживет интерес к конкретной личности, поэтому, снимая видео для продвижения продукта, упор лучше делать на пользу для зрителя. Возможно, тогда подписчиков у канала будет немного, но полезные ролики соберут множество просмотров, а это увеличит охват вашей аудитории.
Наиболее удачный выбор видеоконтента для продвижения сайта товаров:
- видео о компании;
- отзывы клиентов,
- обзоры продуктов,
- экспертные видео на популярные смежные темы;
- ролики из серии «проблема–решение».
Плюсы | Минусы |
Перспектива выхода на огромную аудиторию. | Сложности с придумыванием интересных сценариев и поиском хорошего персонажа. |
Возможность использовать YouTube как вспомогательный инструмент продвижения. | Работа над каналом требует времени и хотя бы минимальной технической оснащенности. |
SERM — управление репутацией
SERM (Search Engine Reputation Management) — управление репутацией в поисковых системах. Люди настолько устали от рекламы даже в самых ненавязчивых ее проявлениях, что первым делом при выборе продукта или услуги ищут отзывы о компании. Рост числа сайтов-отзовиков подтверждает это. Репутация становится ключевым фактором при принятии решения о покупке, поэтому работа над имиджем компании имеет важное значение.
Этапы управления репутацией:
- Мониторинг выдачи поисковиков с негативными отзывами о компании.
- Разработка оптимизированного под поисковые системы контента, формирующего положительный имидж.
- Поиск авторитетных площадок для публикаций.
- Вывод в топ поисковиков управляемых площадок с положительным материалом по запросам о компании и ее продуктах.
- Отработка отрицательных отзывов, мотивирование аудитории на написание хвалебных отчетов.
SERM — это и формирование хорошей репутации, и нивелирование имеющегося негатива. Но вся эта работа теряет смысл, если компания продает некачественные товары и не заботится о своих клиентах.
Плюсы | Минусы |
Действия направлены на горячих клиентов, вводящих в поиске наименование вашего продукта или название компании, и если они видят безупречную репутацию, то решение о покупке будет в вашу пользу. | Людям обычно лень оставлять положительные отзывы, а откровенная заказуха отталкивает покупателей. |
Выявление проблем в работе компании. | Необходим постоянный мониторинг. |
E-mail-маркетинг
E-mail-маркетинг до сих пор работает, хотя многие считают его раздражающим спамом. Цель рассылок — мягко напоминать о себе, ничего не навязывая, но зато предлагая полезную бесплатную информацию. Так складываются близкие отношения с потенциальными покупателями, они воспринимают вашу компанию как старого знакомого и при случае обращаются к вам.
Письма должны выходить регулярно, быть интересны подписчику. Темы посланий должны учитывать цели, потребности, желания, страхи и острые вопросы клиентов. Популярны и триггерные письма, поводом для которых служат:
- брошенный просмотр,
- брошенная корзина,
- покупка
- долгая разлука.
Инструменты автоматизации рассылок делают E-mail-маркетинг более эффективным.
Плюсы | Минусы |
Повышение лояльности к бренду. | 21% адресатов рассылок, не читая, удаляют письма, считая, что это спам. |
Увеличение трафика. | Эффективен там, где возможны регулярные повторные продажи. |
Собирая статистику в специальных сервисах, можно лучше узнать своих потенциальных клиентов. | Требуется постоянная работа над контентом, поиск интересных тем и форм подачи. |
Этапы продвижения
Продвижение продукции в интернете — это микс из наиболее выигрышных методов и инструментов. Для хорошего результата придется подключить несколько каналов коммуникации с целевой аудиторией и не бросать работу на полпути.
В первую очередь нужно заняться стратегией продвижения, ее лучше построить еще до запуска сайта. Стратегия зависит от характера продукта, формата ресурса, целевой аудитории, поведения конкурентов, и на каждом этапе комбинации методов будут меняться.
- Подготовительная работа над ресурсом.Группа в соцсетях, лэндинг (продающая страница), полноценный сайт или интернет-магазин требуют разного уровня знаний и времени на подготовку к запуску. Работа над качеством ресурса должна продолжаться, пока существует проект.
- Аналитика — анализ конкурентов, целевой аудитории, работы ресурса. Аналитика рынка нужна на подготовительном этапе, а после запуска необходим постоянный мониторинг статистики по ресурсу. Для продвижения товара нужно видеть поведение посетителей, для этого на сайт ставится счетчик Яндекс.Метрики или Google Analytics. Сбор и анализ статистики необходимо проводить регулярно.
- Расширение охвата — заявление о себе на рынке максимальному количеству пользователей.
- Привлечение посетителей. Здесь в дополнение к рекламе начинает действовать SEO-оптимизация, сделанная еще в начале пути, и другие методы продвижения, заставляющие пользователя зайти на сайт и провести там как можно больше времени.
- Лидогенерация — превращение существующих посетителей в лиды, т.е. в потенциальных покупателей, готовых совершить целевое действие: оставить контактные данные, сделать заказ. На лидогенерацию работают различные формы обратной связи на сайте, рассылки, бонусы, акции и т.п.
- Продажи — конечная цель. На уровень продаж влияют удобная структура каталога, юзабилити сайта, триггерные рассылки, предложение сопутствующих товаров, работающий онлайн-консультант и т.п.
Ошибки продвижения продукции через интернет
Продвижение - непростое дело, и типичные ошибки на каждом этапе работы с интернет-магазинами допускают многие предприниматели. Таких промахов очень много, остановимся на самых распространенных.
- Чрезмерная детализация структуры каталога товаров.
Пользователь должен быстро ориентироваться в каталоге, поэтому лучшая структура — это максимум 3 уровня. Например,
- категория — одежда для женщин,
- подкатегория — верхняя одежда,
- подподкатегория — пуховики.
- подкатегория — верхняя одежда,
- категория — одежда для женщин,
- Неактуальная информация на главной.
Когда вы в июне заходите на главную страницу магазина и видите там баннер «Все для Пасхи», создается ощущение, что сайт заброшен и ничего хорошего вас тут не ждет. Акция, которая закончилась вчера, не должна висеть сегодня на сайте, ассортимент, не соответствующий сезону, нужно убирать с главной страницы.
- Некачественный и неуникальный контент.
Исчерпывающая, оригинальная информация о продукте привлекает посетителей в магазин и повышает позицию выдачи. Качественный контент формирует доверие к вашей компании, а тематические информационные статьи на релевантные темы помогают вывести сайт в топ, даже если это интернет-магазин.
- Глобальная автоматизация.
Автоматизация и шаблоны существенно облегчают жизнь, но полностью исключать ручную работу все же нельзя. Все, что касается поисковых запросов, лучше писать вручную — метатеги, заголовки, тексты.
- Нечитабельный URL.
Поисковики не любят абракадабру или набор цифр в URL, лучше, чтобы адрес был понятный и логичный.
Ошибки можно перечислять бесконечно, но самое главное правило — постоянно развивать свой сайт, смотреть на него глазами покупателя, не останавливаться в совершенствовании, искать новые способы продвижения. Если ваш ресурс будет нравиться пользователям, то поисковые системы его тоже оценят.