Структура web-страницы состоит из трех базовых блоков: шапки, которая помогает пользователю быстро ориентироваться в пространстве, тела документа с основным контентом страницы и подвала (футера), где сконцентрирована важная, но не первостепенная информация. Web-разработчики обычно много времени и усилий тратят на оформление шапки и наполнение тела страниц, а на подвал сил уже не остается, поэтому его заполняют по остаточному принципу, особо не рассчитывая, что кто-то будет туда заглядывать. И это напрасно.
В статье поговорим о том, что такое футер на сайте, какова его роль и почему этим блоком в структуре страницы нельзя пренебрегать.
Что такое подвал сайта
Подвал на сайте, или как он еще называется футер (от английского footer — нижний колонтитул) — это навигационно-информационный блок, расположенный в самом низу web-страницы. Футер (как и хедер) — сквозной блок, который без изменений отображается на любой странице ресурса. Здесь размещают информацию, важную для пользователей, но не настолько, чтобы выводить ее в шапку, хотя иногда элементы из хедера дублируются и в нижнем колонтитуле.
Футер — область, удобная для внутренней перелинковки: здесь дают ссылки на разные разделы всего проекта. Поэтому помимо удобства пользователей этот блок полезен для ранжирования площадки в поисковых системах: они обращают внимание на наличие внутренней перелинковки на web-ресурсах.
Футер, хоть и не считается обязательным структурным элементом, обычно все же присутствует на сайтах: во-первых, он делает композицию web-страницы завершенной, а во-вторых, дает пользователям возможность быстро получить важную информацию и сориентироваться в структуре всего ресурса.
Основные функции футера
Иногда мы слышим вопросы, типа «Для чего на сайте нужен футер, кто до него вообще докручивает страницу?» На самом деле, это важный блок для интернет-маркетолога: в подвале можно довести клиента до кондиции, как бы двусмысленно это ни звучало.
Роль футера в маркетинговой воронке подтверждают исследования: только добавление в нижний колонтитул кнопки CTA (призыва к действию типа «купи», «подпишись», «закажи») за 2 недели способно увеличить конверсию на 50%.
Грамотная перелинковка, формы обратной связи, удобная карта сайта, схема проезда, ссылки на соцсети — вся эта информация помогает пользователю взаимодействовать с вашим онлайн-проектом и компанией.
Для чего нужен подвал сайта:
- Чтобы улучшить навигацию: меню в футере часто более развернутое и лучше отражает структуру проекта, поэтому через него можно быстро перейти в нужный раздел.
- Чтобы улучшить взаимодействие посетителя с сайтом: здесь в одном блоке собрана полезная информация, которую не придется собирать по всем разделам.
- Чтобы разместить полезные ссылки: все наиболее важные ссылки на внутренние ресурсы и внешние площадки, например, социальные сети и мессенджеры тоже размещаются в подвале.
- Чтобы дополнить основное меню в шапке: часто футер дублирует хедер в плане меню, но здесь гораздо больше возможностей разместить полный список разделов и подразделов структуры в меню без выпадающих списков.
- Чтобы подталкивать пользователя к совершению целевых действий: например, переход в соцсети или в каталог магазина, оформление заявки или подписки.
- Чтобы направить внимание посетителя: благодаря оформлению, отличающемуся от остальной страницы, подвал сайта становится отличным местом для акцентов, куда важно направить внимание аудитории.
- Чтобы размещать дополнительную информацию: например, ту, для которой нигде больше не нашлось места — юридическую, об авторских правах и политике конфиденциальности.
Что должно быть в футере
Нижний колонтитул — сквозной блок, единый для всех страниц web-ресурса, поэтому информация здесь универсальна. Что должно быть в подвале, зависит от вида сайта и его тематики. Мы перечислим наиболее распространенные типы информационных блоков. Утрамбовывать все в футер вовсе не обязательно, нужно исходить из задач проекта и здравого смысла.
Контактная информация
На сайтах обычно есть отдельная страница контактов, но в футере она должна дублироваться. Часто люди ищут блок с контактными данными именно внизу страницы. В блоке должны быть:
- номер телефона;
- почтовый адрес;
- email;
- URL главной страницы;
- ссылки на соцсети и мессенджеры.
Если у компании много филиалов, достаточно указать адрес головного офиса и поставить ссылку на страницу контактов, где все адреса расписаны подробно.
Карта проезда
Рядом с адресом можно разместить карту с геометкой компании или схему проезда, особенно, если найти вход в организацию сложно. Но все же лучше ставить карту отдельным блоком над подвалом, а не внутри него.
Обратная связь
Форма для обратной связи, заказ звонка, заявка на просчет, подписка на рассылку или специальное предложение, кнопка «Задать вопрос» — все это элементы воронки продаж, которые помогают пользователю совершить целевое действие и перейти на следующий уровень. Зачем эти важные элементы «прятать» в подвале? Логика такова: пользователь, докрутивший страницу до самого конца, скорее всего, заинтересовался информацией на вашем сайте, раз не ушел раньше. Чтобы перевести его праздный интерес в конструктивное взаимодействие с компанией, нужно предоставить такую возможность. Для этого и необходимы элементы обратной связи.
Правовая информация
Если на площадке есть опции регистрации или авторизации, по Федеральному закону № 152 «О персональных данных» нужно предоставить пользователю доступ к правовой информации: политике конфиденциальности, пользовательскому соглашению на обработку персональных данных, а также к договору оферты или указать, что содержание сайта не является договором оферты.
Если web-ресурс является средством массовой информации, то нужно указать данные о регистрации электронного СМИ. Порталы образовательных и медицинских учреждений должны размещать сведения о лицензировании.
Условия использования
Для ресурсов, где доступ к информации предоставляется по подписке или на других условиях, правила пользования размещаются в подвале, примеры таких сайтов с ограничениями: электронные СМИ, профильные журналы, правовые, финансовые или бухгалтерские онлайн-справочники.
Авторское право
Чтобы хоть как-то защитить свой контент от копирования, можно заявить об авторских правах с помощью значка копирайта © и указать правила копирования материалов с вашего ресурса. Это не гарантирует, что контент никто не позаимствует, но пригодится в суде, если придется доказывать свои авторские права. Формула подачи информации об авторском праве:
© — название компании или имя автора — год создания — правила цитирования.
Логотип
В футере можно дополнительно разместить логотип компании, который, как и в шапке, имеет функцию перехода на Главную страницу. Заодно это станет еще одним кирпичиком в работе над повышением узнаваемости бренда.
Возраст домена
Возраст — один из факторов, влияющих на трастовость сайта, т.е. доверие поисковиков и пользователей. Возраст домена имеет смысл указывать в подвале, особенно когда он почтенный. Обычно этот блок оформляется, как дата основания и текущий год. Последнюю дату нужно своевременно актуализировать, иначе у посетителя создается впечатление заброшенности. Эту опцию можно автоматизировать в коде.
Информация о разработчике
Хороший тон — указать, кто разрабатывал сайт и дать на них ссылку в футере.
Карта сайта
Карта сайта в футере — это уже скорее дань прошлому, чем необходимый элемент. Сама карта представляет собой отдельную страницу, где подробно прописана вся структура web-ресурса в иерархической последовательности: раздел — подраздел — страница или карточка товара. Каждая строчка карты — это кликабельная ссылка. Раньше это было обязательным атрибутом для любого проекта: картой пользовались посетители, и ее наличие ценили поисковые роботы. Сейчас роль этого блока незначительна.
Некоторые web-мастера считают, что в подвале должна быть ссылка на полноценную карту сайта, другие же вместо нее ставят в футер классическое меню со ссылками на основные разделы.
Ссылки на соцсети
Активные иконки соцсетей тоже нашли свое место в футере. В этом блоке ставятся ссылки на все рабочие социальные аккаунты и мессенджеры компании. Внимательно отнеситесь к ссылкам на социальные сети, запрещенные в Российской Федерации. По этому вопросу нет внятных инструкций, поэтому каждый предприниматель поступает на свое усмотрение: кто-то оставляет иконки опальных соцсетей, кто-то предпочитает не рисковать лишний раз и убирает их с сайта.
В блок с иконками обычно ставится призыв типа «Присоединяйтесь к нам в соцсетях».
Вход в личный кабинет
Если сценарий взаимодействия пользователя с сайтом подразумевает регистрацию с дальнейшей работой в личном кабинете, то кнопку входа в него уместно продублировать в подвале, хотя обычно она расположена в шапке.
Способы оплаты
Этот блок важен для торговых площадок. Достаточно разместить иконки платежных систем, чтобы пользователь быстро считал информацию.
Партнеры
Информация о партнерах формирует доверие к компании, особенно, если это известные бренды. Узнаваемые логотипы ваших партнеров можно разместить в отдельном блоке футера.
Награды и достижения
Еще один имиджевый блок, призванный вызвать доверие. Сюда попадают только самые важные премии и награды, особенно, если у вашей организации их в избытке. Весь перечень достижений в подвале не нужен — его лучше вывести на отдельной странице «О компании».
Отзывы клиентов
Живые отзывы в футер помещать не нужно, зато здесь уместны ссылки на крупные внешние сервисы, где у вас много отзывов: 2Gis, «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Маркет» и т.п.
Кнопка «вверх»
Этот, на первый взгляд, скромный элемент, на деле, проявление заботы о пользователе. Кнопка возвращения к началу страницы экономит время. Нужно следить, чтобы кнопка не перекрывала контент ни на каких устройствах: ни на десктопе, ни на смартфоне, ни на планшете.
Форма поиска
На больших web-проектах со сложной структурой и богатым контентом рекомендуем делать форму поиска. Обычно это строка ввода с лупой: пользователь без проблем считывает смысл этого блока. Поиск всегда стоит в шапке, но в подвале его можно продублировать.
Лишнее в подвале
Красивый футер для сайта хорошо структурирован. Здесь каждому элементу или группе элементов тщательно подбирается место и оформление. В подвале можно разместить довольно много полезной информации, которая поможет сделать взаимодействие с ресурсом более эффективным, но есть контент, который точно будет лишним в этом блоке.
- Текст или видео о компании. Это объемный контент, и он перегрузит структуру подвала. Для этой информации есть главная страница, где пользователи привычно ожидают увидеть рассказ о компании.
- Анонсы статей и постов из социальных сетей, новости. Это тоже стандартный контент для главной страницы и раздела новостей. Примеры футеров для сайта с новостным блоком или анонсами обычно неудачные: либо текстовые ссылки теряются в общем хоре полезных линков, либо наоборот, анонсы с картинками перетягивают одеяло на себя и разрушают строгую структуру футера.
Рекомендации по оформлению футера
Мы рассказали, что можно написать в подвале сайта, но, очевидно, что каждый выбирает наиболее актуальную информацию для своего проекта — вовсе не обязательно ставить все перечисленные элементы в нижний колонтитул. Чтобы футер выглядел гармонично и работал, нужно соблюдать ряд правил.
- Даже если телефон и адрес указаны в шапке, есть отдельная страница контактов, все равно дублируйте контактную информацию в футере.
- Не перегружайте подвал информацией, оставьте только действительно важные и полезные для пользователя блоки.
- Визуально отделите футер от остальной страницы.
- Подвал — это не карта сайта, здесь не нужны ссылки на все страницы. Оставляйте только ключевые разделы.
- Дизайн подвала сайта должен помогать восприятию разномастной информации, поэтому группируйте тематические блоки по столбцам.
- Электронные адреса, телефоны, логотипы и иконки должны быть активными и перекидывать пользователя на нужные страницы.
- Ставьте в подвал кнопки CTA с призывом к действию, это увеличивает конверсию.
- Футер должен быть одинаково функционален как на десктопе, так и на экране смартфона, не забывайте про адаптивную версию сайта.
Вывод
Футер, как эпилог в хорошей книге. Он выделяется на фоне остального контента и содержит концентрированную, важную для аудитории и для компании информацию. Думать, что подвал ненужная свалка всякого хлама, ошибка. Заинтересованные пользователи, наоборот, внимательно изучают содержимое футера и охотно пользуются его навигацией. Советуем вам провести ревизию своего подвала и навести там порядок в соответствии с нашими рекомендациями.
Комментарии