Без оптимизации страниц под запросы пользователей не обходится продвижение ни одного сайта. Регулярно повторяющиеся запросы в поисковиках — это ключи, которые СЕОшники и копирайтеры рассеивают по тексту и метатегам на страницах, чтобы поисковые роботы определили их релевантность. Высокочастотные запросы в Яндексе и в Google за месяц могут собирать миллионы показов, а низкочастотные — меньше сотни. Сравните сверхчастотный ключ «мебель» — 11 757 370 показов и низкочастотный «мебель сундук купить» — всего 66.
Казалось бы, чем чаще пользователи запрашивают фразу, тем проще продвигать по ней сайт, но в продвижении работают другие законы, и все не так очевидно.
Что такое частотность запроса
Пользовательские запросы — это слова и фразы, которые мы вводим в строку поисковика. По количеству обращений запросы разделяют на:
- высокочастотные (ВЧ);
- среднечастотные (СЧ);
- низкочастотные (НЧ).
Частотность запроса — это данные о том, сколько раз за месяц пользователи обращались с этой конкретной фразой к поисковой системе. Как рассчитывать низкочастотные или высокочастотные запросы, сколько это в конкретных цифрах? Точный универсальный ответ здесь неуместен. Частотность зависит от ниши, сезона, ситуации в мире. Кому был интересен коронавирус еще пару месяцев назад? Сегодня же по этому слову 14 397 519 просмотров только в Яндексе. Или запрос «новогодняя елка» взлетает в ТОП перед праздниками, а к лету его частотность заметно падает. При этом в каких-то нишах и 1000 запросов за месяц будут считаться высокочастотными, а в каких-то 10 000 — средний показатель.
Где проверяется частотность запроса
Базовый инструмент проверки частотности — Wordstat от Яндекса (Как пользоваться данным сервисом). Другие популярные сервисы Serpstat, Bukvarix работают на парсинге (автоматизированном сборе информации) его данных.
В Вордстате можно посмотреть общую частотность фразы, данные по запросам, в состав которых она входит, и похожие тематические словосочетания из поиска. Несколько настраиваемых фильтров помогают отсортировать данные по регионам, типам устройств, ограниченным периодам.
Сервис Wordstat нужен, чтобы:
- подобрать ключевые фразы для SEO и контекстной рекламы;
- проследить сезонные колебания частотности ключа;
- оценить региональный спрос.
Какую частотность надо смотреть
Просто набирая в Вордстате фразу «купить деревянный сундук», мы получаем цифру количества показов в месяц — 1416. Это общая частотность, она учитывает все запросы, в которых в разных словоформах встречались все три слова одновременно, т. е. эта статистика включает и «деревянный сундук купить недорого», и «деревянные сундуки для хранения купить» и «куплю сундук деревянный старый». Такой подход дает очень размытый результат.
Для анализа рекомендуется брать фразовую частотность — более точную статистику по запросам, состоящим исключительно из заданных слов без учета их словоформы. Чтобы получить результат, нужно фразу заключить в кавычки. Так мы узнаем, что конкретный запрос “купить деревянный сундук” имеет фразовую частотность 348 показов в месяц.
Точная частотность учитывает заданные в запросе словоформы (падежи, число, спряжение), для этого нужно перед каждым словом поставить восклицательный знак: “!купить !деревянный !сундук” — 277 показов.
ВЧ запросы — что это?
ВЧ, или высокочастотные запросы — это слова и фразы, которые пользователи вводят в строку поисковика чаще всего, не менее 1000 раз в месяц. Это и коммерческие (купить мебель), и информационные (мебель своими руками), и брендовые (мебель ИКЕА) варианты.
Перед тем как продвигать сайт по высокочастотным запросам, нужно отсеять максимально размытые ключи. В русском языке это многозначные слова и омонимы. Их нужно уточнять. Например, под запросом «замок» может скрываться как памятник архитектуры, так и дверной замок.
Новички в продвижении думают, что ВЧ запросы самые продуктивные, зачем размениваться на скромные СЧ и НЧ ключи, если можно сразу ловить крупную рыбу — охватывать огромную аудиторию. Чем популярней запрос, тем больше трафика пойдет по нему на сайт, а чем больше трафика, тем эффективней выхлоп. Все бы было так, если бы не колоссальная конкуренция.
Преимущества высокочастотников
У продвижения по высокочастотным запросам очевидное преимущество только одно — высокая популярность и огромный охват аудитории приводят на сайт стабильно большой поток посетителей. Парадоксально, но ноги всех проблем ВЧ запросов растут именно из этого достоинства.
Недостатки высокочастотников
Мало целевых посетителей
ВЧ запросы в сравнении с НЧ размыты и не формируют потребность, ведущую к последующему целевому действию на сайте (покупка, заказ обратного звонка и пр.) Пользователь, набирая в поисковике словосочетание «дизайн мебель», может искать все что угодно: и мебель для гостиной, и историческую справку, и мастер-класс столяра. И за всей этой информацией он придет на сайт, который предложил ему поисковик.
Низкая конверсия запроса
Конверсия — это соотношение целевых действий с общим числом пользователей, пришедших на сайт. Большой поток разномастных посетителей из разряда «мне только посмотреть» и «я ошибся дверью» провоцирует низкую конверсию.
Высокая конкуренция
Конкурентность запроса — это данные о том, с кем в ТОПе выдачи придется продвигаться по одному ключу. За высококонкурентные запросы идет настоящая резня на вершине ТОПа.
Чаще всего по высокочастотным запросам и конкуренция выше, чем по низкочастотным, но это необязательное условие. В узких коммерческих нишах встречаются НЧ ключи с высокой конкуренцией, за которые сайты соревнуются друг с другом.
Медленное продвижение
Верхние позиции выдачи по ВЧ запросам занимают раскрученные, авторитетные сайты, которым давно доверяют поисковики. Быстро подвинуть таких монстров невозможно, поэтому продвижение потребует много времени и сил.
Дорогое продвижение
В продвижении сайта по высокочастотным запросам в России придется конкурировать с крупными игроками национального рынка. Это дорогое удовольствие, которое может потянуть не каждый бизнес. Как любая война, битва за место под солнцем требует больших вложений не только в само продвижение, но и в защиту своего сайта от «черных» методов уничтожения противников: накруток поведенческих факторов и ссылочной массы, взломов и прочего.
Кому подойдет продвижение по ВЧ запросам
Небольшим и молодым сайтам нет никакого смысла продвигаться по высокочастотникам. Им не под силу выдержать конкуренцию с авторитетными ресурсами, наплыв нецелевой аудитории и долгосрочные вливания средств. Этот способ продвижения более уместен для:
- крупных компаний и федеральных интернет-магазинов;
- брендовых сайтов;
- больших ресурсов;
- сайтов, с хорошими позициями по НЧ и ВЧ ключам.
Продвижение ВЧ запроса: план и стратегия
Не стоит выводить в ТОП по ВЧ запросам все страницы ресурса, начинать лучше с главной страницы сайта и основных подразделов категорий товаров, постепенно двигаясь к цели. Продвижение по высокочастотникам требует большой работы над качеством ресурса в целом, и здесь, как обычно, нужен стратегический план.
1. Глубокий анализ рынка и целевой аудитории
Перед тем как пролезать в высокочастотный запрос, нужно провести полноценный анализ своей ниши. Велика вероятность слить бюджет, потратить время и силы, но не получить результата. Объективная картина складывается из ряда позиций:
- объема рынка;
- структуры конкуренции;
- правил ценообразования;
- условий входа на рынок;
- портрета целевой аудитории.
Анализируя рынок, можно заранее обдумать, что даст продвижение по ВЧ ключам и во сколько это обойдется.
2. Изучение конкурентов из ТОП-10
Десятка лидеров по ВЧ запросам постоянно меняется — удержаться на Олимпе очень сложно. Чтобы пробиться в лидеры, нужно сделать лучше, а для этого досконально изучить все сильные и слабые стороны противника:
- структуру — сколько страниц, о чем разделы сайта, их возраст;
- содержание страниц — стиль, оформление, функционал: калькуляторы, слайды;
- тип контента — текст, видео, графика, фотографии;
На основе сайтов ТОП-10 собирается семантическое ядро — специализированные слова по теме, которые упоминаются на страницах.
3. Факторы ранжирования сайта
После структурного анализа рынка и сайтов из ТОПа выдачи начинается многоплановая работа над улучшением факторов ранжирования.
- Возраст сайта — чем старше ресурс, тем выше к нему доверие поисковика.
- Уникальный контент — читабельные, полезные тексты, видео, опросы, калькуляторы, конструкторы, вовлекающие пользователя в активные действия на сайте.
- Релевантность — страница под запрос полностью раскрывает тему.
- Навигация — понятное меню, перелинковки в тексте, ведущие на страницы с уточняющей или дополнительной информацией по теме запроса.
- Адаптация под мобильные устройства — без этого приличному сайту уже не обойтись.
- Высокая скорость загрузки страниц — чем медленнее грузится сайт, тем больше пользователей он теряет еще на входе.
- Геозависимые запросы, на которые поисковик формирует выдачу с привязкой к определенному региону. Геозависимые высокочастотные запросы не обязательно содержат указание конкретного места, типа «мебель в Москве, Подмосковье и Московской области», пользователю достаточно ввести словосочетание «мебельный магазин», а поисковик сам подтянет местные сайты — это помогает продвигать небольшие региональные ресурсы как наиболее целевые для местного населения.
- Коммерческие факторы — цены, кнопки заказа, удобные формы обратной связи.
Выводы
Продвижение по высокочастотным запросам — это процесс долгий, дорогой и зачастую бесполезный: сайт получает много трафика, но низкая конверсия сводит на нет все усилия. Наиболее эффективна стратегия, когда сначала продвигаются НЧ запросы и постепенно подключаются СЧ. Бонусом при усердной работе над оптимизацией факторов ранжирования ВЧ запросы подтянутся сами, т. к. поисковик оценит качество и полезность сайта.