Скорость, пожалуй, главный фетиш XXI века. У кого выше скорость, тот и в дамках. Это касается всех аспектов жизни, но онлайн-реальность в этом плане впереди планеты всей. Все начинается с поисковиков: мы еще не успели до конца сформулировать свой вопрос, а они уже подумали за нас и выдали суфлером список возможных вариантов. В этой статье поговорим о том, как влияют Яндекс-подсказки на продвижение сайта и как с ними взаимодействовать.
Преимущества подсказок для пользователей
Поисковый запрос — это фраза, которую мы вводим в поисковую строку. Для пользователя и поискового робота это ключ, помогающий собрать на странице выдачи релевантную информацию. Для сеошников это сигнал поисковому краулеру, что контент на странице соответствует запросу.
Чтобы ускорить поиск нужной информации, Яндекс и другие поисковики предлагают пользователю уточняющие подсказки: фразы, выпадающие по мере набора фразы в поисковую строку. В любой момент пользователь может остановиться на подходящей по смыслу формулировке, кликнуть по ней, и поисковик выдаст результаты по этому запросу.
Автоподсказки улучшают качество жизни пользователей:
- увеличивается скорость поиска информации, а некоторые подсказки решают задачу пользователя, не отходя от кассы, выдавая короткий ответ прямо в поисковой строке;
- суфлер помогает корректно сформулировать запрос;
- в автоподсказках автоматически исправляются ошибки в написании слов, это позволяет получить более точные результаты;
- умный суфлер подстраивается под предпочтения пользователя, а если человек часто ищет одно и то же, поисковик запоминает запрос и автоматически выдает его в первую очередь.
Но строка подсказок Яндекса — это еще и инструмент SEO-оптимизатора:
- это один из источников для сбора семантического ядра сайта;
- если услуга или товар компании попадает в выпадающий список суфлера, на сайте увеличивается трафик;
- если брендовый запрос с названием компании попадает в поисковые подсказки, растет узнаваемость бренда и лояльность к нему пользователей.
Виды подсказок
Можно выделить шесть видов подсказок в зависимости от типа устройства, на котором ведется поиск, характера самого запроса и пользовательских настроек.
- На десктопах работают фразовые автоподсказки, т.е. по мере набора слов выпадает список из подходящих продолжений фраз.
- На смартфонах мы видим пословные подсказки, когда возможное продолжение фразы складывается из отдельных слов, которые по ходу ввода запроса предлагает система.
- Фактоиды — готовые короткие ответы на конкретные вопросы. Это географические данные, точные числа, формулы, даты, информация о пробках или погода в конкретной геолокации.
- Подсказки для запросов с длинными хвостами в 7 и более слов.
- Навигационные, когда поисковая система сразу предлагает активную ссылку на сайт, если считает такой ответ наиболее релевантным запросу.
- Подсказки с фразами, которые пользователь уже вводил под своим логином, выводятся системой в первых строчках суфлера. Это удобно, когда пользователь работает с разными устройствами.
Алгоритм формирования подсказок в Яндексе и Google
Как формируются подсказки Яндекса? Алгоритм имеет множество переменных, но главный принцип общий для всех поисковиков: в базу попадают наиболее популярные запросы аудитории.
На формирование подсказок влияют разные факторы, включая персональные данные пользователя.
- Поисковые фильтры. Поисковики собирают все запросы, прогоняют их через фильтры на предмет ошибок и запрещенки: нецензурной лексики, порнографии, призывов ко всему плохому и против всего хорошего, нарушающих законодательство. Отфильтрованный материал нейросеть распределяет по тематическим кластерам, в которые попадают близкие по смыслу фразы.
- Релевантность. Алгоритмы Яндекса определяют, насколько подсказки релевантны запросу, и, в соответствии с этим, ранжируют их во всплывающем списке.
- Частотность. Наиболее популярные запросы попадают в список подсказок в первых рядах. Яндекс ежедневно обновляет базу: запросы, потерявшие актуальность, отсеиваются, а те, что набирают популярность, поднимаются на вершину списка.
У Яндекса есть «быстрые» подсказки — это те новостные запросы, которые формируются на фоне актуальной повестки дня. Допустим, случилось резонансное происшествие, все кинулись искать информацию, поэтому на время ажиотажа в «быстрый» список попадают вирусные запросы по горячей теме.
- Язык ввода ключевой фразы. Алгоритмы учитывают язык, на котором пользователь вводит свой запрос, от этого зависит выбор семантического кластера, из которого будут подтягиваться релевантные фразы.
- Геолокация. Список подсказок на один и тот же запрос пользователей из разных регионов будет различаться.
- Поисковая история пользователя. База автоподсказок подстраивается под интересы конкретного человека и формируется с учетом его бэкграунда: на каких сайтах он чаще всего бывает, что ищет. Запросы, которые пользователь уже вводил в поисковую строку, выпадают в списке в первых строчках и подсвечиваются другим цветом шрифта. Если очистить историю запросов в браузере, база подсказок по запросу изменится.
Чтобы посмотреть, как формируются автоподсказки безотносительно истории поиска конкретного пользователя, нужно зайти в поисковую систему в режиме «Инкогнито». Для этого на вкладке поисковика в своем браузере нужно нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт «Открыть в режиме инкогнито».
Пока пользователь вводит одну фразу, Яндекс показывает ему порядка десяти подсказок. Всего же за день суфлер поисковика выдает больше миллиарда вариантов запросов.
Влияние поисковых подсказок на продвижение
Поисковые подсказки — это один из инструментов продвижения, который SEO-специалисты активно используют в своей работе. Для бизнеса важно, что автоподсказкой может стать ключевая фраза по которой продвигается страница сайта или рекламное объявление. Глобально здесь применяются две стратегии: попасть в подсказки в поисковой строке Яндекса и спарсить фразы из выпадающих списков для расширения семантического ядра своего сайта.
Рассмотрим, как подсказки могут влиять на развитие бизнеса.
- Нативная и тизерная реклама.
Если ваш бренд попал в выпадающий список, пользователь воспринимает это как сигнал надежности и хорошей репутации, ведь здесь представлены самые популярные запросы, значит, ваш бренд на слуху. Яндекс использует этот фактор, размещая нативную рекламу в подсказках своего поиска. Это рекламное объявление из Директа, которое крутится на первой строке выпадающего списка. CTR такого баннера, мимикрирующего под поисковую подсказку, порядка 16%. Но попасть сюда специально нельзя: Яндекс сам определяет, какой баннер наиболее релевантен в качестве автоподсказки.
Кроме того, нативная и тизерная реклама побуждает пользователей искать информацию, которая заинтересовала их в объявлениях. В своих запросах они используют название продукта или бренда, запавшего в душу, и, таким образом, разгоняют его популярность. Так нужные запросы могут появиться в суфлере.
- Семантическое ядро, связанное с фразами из подсказок.
Сбор семантики для сайта не ограничивается классическим парсингом Вордстата. Подсказки помогают расширить семантическое ядро, найти популярные темы и ключи, которые можно использовать для SEO- и LSI-продвижения. Эта стратегия не приведет бизнес в список суфлера, зато улучшит позиции сайта по актуальным запросам.
Сбор подсказок Яндекса и Google для семантического ядра можно проводить вручную, если проект небольшой, и с помощью специальных сервисов, например, Serpstat или Promopult, которые обрабатывают большой объем данных.
- Привлечение дополнительного трафика.
В Яндексе утверждают, что показ рекламы в поисковых подсказках прибавляет 5% к трафику. Но и классические брендовые запросы, попавшие в выпадающий список, приводят дополнительный трафик на сайт.
Еще один путь привлечения посетителей на сайт — информационные запросы из подсказок. Они помогают понять, какие темы актуальны на данный момент, какую информацию ищут пользователи, а, значит, по этим запросам можно делать полезный контент, за которым на сайт придет любопытствующая аудитория.
- Повышение узнаваемости бренда.
Брендовый запрос, попавший в подсказки поисковика, формирует у пользователя правильное впечатление о компании или ее продукте: мол, штука известная, значит, хорошая, люди плохого не посоветуют, надо брать.
- Управление репутацией в поисковых системах (SERM).
Есть и обратная сторона медали: негативные маркеры в брендовых запросах наносят компании репутационный урон. Подсказки из серии «”Рога и копыта” лохотрон», «”Рога и копыта” обман сотрудников» отпугивают аудиторию. Источником такого негатива могут быть конкуренты, обиженные сотрудники, недовольные клиенты, которые разгоняют в сети волну сплетен и негатива. Чем больше резонанс, тем выше вероятность, что подобный запрос станет популярным и алгоритмы выведут его в список суфлера.
Легальные и нелегальные способы накрутки
Получается, что суфлер поисковиков — это многофункциональный инструмент, которым грех не воспользоваться для продвижения своего бизнеса. И тут встает вопрос, а как попасть в поисковые подсказки Яндекса?
Вариантов несколько, и не все они безупречны. Первое, что приходит на ум не вполне чистоплотным сеошникам, накрутить нужные запросы, чтобы они по параметрам частотности и популярности просочились в списки подсказок. Это методы «черного» продвижения, поэтому здесь есть риск нарваться на неприятности с поисковой системой. Накручивают Яндекс-подсказки для своего сайта двумя способами:
- вручную, привлекая толпу пользователей, которым выдается задание ввести определенную фразу в поисковик.Чаще всего web-мастера находят исполнителей на биржах, где есть услуги микрозаданий. Способ трудоемкий и срабатывает обычно на короткое время, ведь Яндекс обновляет свою базу каждый день и отсеивает неактуальные ключи. Как только вы перестаете крутить запрос, он исчезает из списка, а накручивать бесконечно — слишком дорогое удовольствие;
- автоматически, используя прокси-серверы с набором IP-адресов и скрипты, имитирующие пользователей, которые вводят в поисковик правильный запрос. Этот способ дешевле ручного, но и риски нарваться на санкции поисковой системы здесь выше.
Как же сделать поисковые подсказки в Яндексе своим инструментом продвижения легально безо всех этих «черных копателей».
Маркетологи рекомендуют работать над повышением спроса на свои товары и услуги. Чем выше медийная активность бренда, тем больше людей им интересуется и естественным образом растет количество брендовых запросов, которые рано или поздно попадают в базу подсказок.
Что можно сделать:
- тизерная реклама, интригующая аудиторию и мотивирующая ее искать информацию о компании;
- медийная кампания, стимулирующая интерес к бренду;
- продвижение в соцсетях, создание активностей, заставляющих пользователей переходить в поисковую систему с нужными вам запросами;
- активное участие в тематических конференциях, выставках, промоакциях;
- размещение нативной рекламы у блогеров, сотрудничество с целевыми СМИ;
- офлайн-реклама, вызывающая интерес к бренду.
Использование подсказок в семантике и стратегии их продвижения
Что выбрать: продвижение «правильных» подсказок в поисковой системе или составление на их основе семантического ядра своего сайта? При грамотной организации работают обе стратегии. В любом случае, главное, чтобы контент был релевантен запросам и хорошо оптимизирован.
Продвижение подсказок эффективно, когда в топ выводятся запросы с длинным сроком годности: они долго остаются актуальными, поэтому не исчезают из выпадающих списков.
В то же время расширение семантического ядра за счет подсказок и оптимизация контента под эти дополнительные ключи дают лучший результат в перспективе. На эти фразы уже сформировался спрос, значит, они будут приводить трафик на оптимизированные под них страницы. К тому же регулярный мониторинг актуальных подсказок поможет бизнесу быть в тренде, своевременно отвечая на запрос публики на своем сайте.
Как убрать подсказки в Яндексе на ПК и Android
Автоподсказки могут искажать реальную картину поиска, т.к. формируются с учетом поисковой истории пользователя. Если вы задумались, как «начать жизнь с чистого листа», в первую очередь почистите кэш. Это полезно делать регулярно.
- Как очистить историю посещений в браузере:
- откройте меню-гамбургер своего браузера (кнопка в виде трех горизонтальных полосок);
- выберите пункт «Журнал»;
- зайдите в меню «Удалить историю…»;
- отметьте категории, которые хотите очистить, и нажмите OK.
- Как отключить подсказки в поисковой строке Яндекса:
- зайдите в меню своего Яндекс-аккаунта;
- выберите пункт «Настройки»;
- откройте вкладку «Поиск»;
- очистите историю запросов.
- Как очистить историю и удалить подсказки в Яндексе на Адроиде:
- зайдите в меню браузера на своем устройстве (три вертикальные точки);
- выберите пункт «Настройки»;
- во вкладке «Конфиденциальность» выберите пункт «Очистить данные»;
- настройте параметры очистки данных и нажмите кнопку.
Подводя итоги: важное о поисковых подсказках
- Поисковикам важно, чтобы пользователь как можно быстрее получил точный ответ на свой запрос, подсказки помогают ускорить процесс поиска информации.
- В список с подсказками попадают актуальные популярные запросы пользователей. Поисковики регулярно обновляют базы подсказок, ориентируясь на тренды.
- Составляя семантическое ядро сайта, важно учитывать поисковые подсказки, они делают семантику более точной и актуальной реальным запросам пользователей.
- Искусственные накрутки подсказок не работают вдолгую: как только их перестают накручивать, алгоритмы отсеивают их как непопулярные.
- Единственный легальный способ попасть брендовому запросу в базу подсказок — активное продвижение через классические маркетинговые инструменты: рекламу, PR, медийную активность.
Комментарии