Сервисы для анализа сайта - какие must-have для сеошника

По количеству вкладок, традиционно открытых в браузерах SEO-шников, можно понять: это люди, которые по-настоящему помешаны на данных. Иногда они сами оттого страдают — когда начинают «плавать» и выгорают. Но чаще страдает работодатель. Ему такая мания SEO-специалистов «влетает в копеечку». Приходится оплачивать подписки на все сервисы, некоторые из которых — совсем недешёвые.

В статье разберёмся, какие сервисы анализа сайтов относятся к категории must-have. Статья полезна для начинающих оптимизаторов и маркетологов, а также для предпринимателей и руководителей, которые не хотят переплачивать за бесполезные подписки.

Панели для вебмастеров

Основную информацию о сайте можно узнать в панелях для вебмастеров, доступ к которым предоставляется бесплатно. У каждой поисковой системы своя панель: у «Яндекс» — «Яндекс.Вебмастер», у Google — Search Console, у условного Bing — это Webmaster Tools.

«Яндекс.Вебмастер» позволяет:

  • Проверять внешние и внутренние ссылки сайта.
  • Смотреть, по каким поисковым запросам ранжируется ресурс.
  • Анализировать файлы robots.txt и sitemap.xml.
  • Проверять микроразметку и мобильную версию сайта.
  • Сообщать поисковику о появлении на сайте новых страниц.

В довесок «Вебмастер» оповещает сайтовладельца о появлении на сайте проблем разной степени критичности и о нововведениях «Яндекс», которые позволят сделать ресурс более удобным с точки зрения поисковой системы.

Яндекс Вебмастер - фото

«Яндекс.Вебмастер»

Google Search Console — из «той же оперы», только способен выполнять более детальный анализ поисковых запросов. Здесь можно посмотреть не только показы, клики и CTR, как в «Вебмастере», но и позиции страниц сайта по запросам.

 Гугл консоль - скриншот

Google Search Console

Нынешний «облик» Google Search Console обрёл в 2017 году — с тех пор SEO-специалисты относятся к нему довольно настороженно. По мнению большинства из них, предыдущий, «винтажный» интерфейс был более понятным и дружелюбным.

Панели для вебмастеров полезны для быстрого «чека» состояния сайта. Но если нужно выполнить полный SEO-аудит сайта с целью выявить, например, причину планомерного снижения позиций, ограничиться ими не удастся.

Анализ трафика и конверсии

Поисковики также дают бесплатные доступы к своим системам аналитики: к «Яндекс.Метрике» и Google Analytics.

В «Метрике» SEO-специалист должен чувствовать себя как рыба в воде. Эта система аналитики особенно ценна тем, что позволяет отслеживать любимые «Яндексом» поведенческие факторы. Для их проверки даже не нужно никуда «проваливаться» — основная информация выведена на дэшборд. Речь идёт о проценте отказов, глубине просмотра и времени на сайте.

Яндекс Метрика - скриншот

«Яндекс.Метрика»

«Метрика», в частности, позволяет «подглядывать» за пользователями. Благодаря функции «Вебвизор» можно просмотреть записи визитов и сделать выводы, куда посетители кликают, на каком этапе покидают сайт. «Яндекс» регулярно «докручивает» «Метрику», дополняет новыми разделами. Нововведение 2020 года — раздел «Цели», где можно настроить до 200 целей для одного сайта. Полезная «фича» для анализа конверсии.

Аналог «Метрики» у Google называется Analytics. Analytics удобнее с точки зрения отслеживания действий пользователя и конверсии. Поэтому маркетологам эта система аналитики больше по нраву. Зато среди SEO-шников можно встретить много недовольных тем, что Google не раскрывает информацию, по каким ключам пользователи переходят на сайт.

Google Analytics - картинка

Google Analytics

Есть мнение, что установка обеих систем аналитики замедлит сайт — спасибо PageSpeed за эту паранойю. Фактически это верно, однако замедление будет таким незначительным, что на ранжировании точно не скажется. Жертвовать доступом к системе аналитики ради подобной экономии времени загрузки бессмысленно.

К сожалению, системы аналитики, как и панели для вебмастеров, не дают всей информации, необходимой для полноценного SEO-анализа сайта. Они, в частности, не позволяют определить качество ссылочной массы сайта или оптимизации мета-тегов. Мы опять упираемся в то, что бесплатных сервисов для полного аудита сайта недостаточно.

Программы для экспресс-анализа сайта

Что такое экспресс-аудит сайта? Запустил программу и посмотрел, нет ли у ресурса критических недостатков. Востребован не только SEO-шниками, но и инвесторами, которые на основе подобного анализа могут решить, стоит ли вкладывать деньги в проект. Сделать такой SEO-аудит удастся при помощи программ:

  • Be1. Существует в формате плагина для браузера. Определяет динамику видимости, трафика, самые «сочные» запросы, по которым сайт находится в топе, худо-бедно анализирует ссылочную массу. В целом, всю основную информацию даёт. Подходит также для SEO-анализ страницы — например, оценивает тошнотность контента.

Be1 - скриншот

Плагин от Be1

  • PR-CY. Онлайн-сервис, который проверяет оптимизацию, юзабилити, адаптацию под «мобильники», социальную активность. Также собирает список ключевиков, по которым больше всего показов. «Фишка» сервиса — на основе анализа он сам составляет перечень рекомендаций для SEO-шника — своего рода чек-лист. Однако получить полный список можно только после покупки подписки. Самый доступный тариф — 990 рублей в месяц.

PR CY - скриншот

PR-CY

Среди рекомендаций сервисов для анализа веб-сайта онлайн можно встретить RDS Bar. Не советуем эту прогу, в 2021 она откровенно устарела. Плагин RDS для браузера до сих пор пытается замерить ТИЦ — нужен ли другой повод, чтобы от него отказаться?

Посмотреть список внешних ссылок на сайт можно в «Яндекс.Вебмастере». Однако характеристика сайта-донора там одна — ИКС. Этого недостаточно, поскольку ИКС отражает общее качество сайта глазами одной поисковой системы, но не характеризует напрямую ценность ресурса как донора. Проще говоря, сайт может обладать высоким ИКС и быть плохим донором — если имеет слишком много исходящих ссылок, явно оплаченных.

Для SEO-анализа ссылочной массы подойдут такие программы:

  • Ahrefs. Зарубежный сервис с «живой» базой бэклинков, регулярно пополняющейся. Ahrefs ввели метрики, которые сейчас у SEO-шников в активном обиходе — UR и DR. Первая характеризует ссылочный вес отдельной страницы, вторая — вес сайта. Сервис очень удобен для анализа анкорного листа и поиска неработающих бэклинков. Однако у Ahrefs есть минус: это довольно дорогой сервис — 99 долларов в месяц на минимальном тарифе. Причём даже триальный период здесь платный.
  • Xenu. Xenu старомодна слегка, но настолько культовая, что ей даже посвящена страница в «Википедии». Это десктопная программа, с помощью которой можно найти на сайте битые ссылки, замерить время отдачи каждой страницы, определить странички с высоким уровнем вложенности и самые тяжёлые картинки. Быстро скачивается, весит килобайты.

Xenu - скриншот

Xenu

Xenu бесплатная, но альтернативой Ahrefs она не является и близко.

Для быстрой, поверхностной проверки ссылочной массы сайта стоит воспользоваться CheckTrust. Сервис бесплатно определяет траст сайта и его заспамленность исходящими ссылками. Правда, количество бесплатных проверок лимитировано.

Программы для проверки позиций

«Снимать» позиции сайта по запросам можно платными программами и бесплатными. Разница — в удобстве. В частности, платные сервисы обычно выполняют проверки автоматически, тогда как бесплатные приходится запускать вручную. Кроме того, платные проги для проверки позиций, как правило, хранят историю за продолжительный срок. Бесплатные этим похвастать не могут.

Самый удобный бесплатный сервис — уже упоминавшийся Be1. В числе преимуществ программы:

  • Наличие встроенного кластеризатора.
  • Возможность собирать запросы в группы.
  • Возможность выполнить проверку по региону.
  • Неограниченное количество запросов для одного аккаунта.
  • История — сохраняются последние 7 проверок.
  • Выгрузка в CSV.

Главный недостаток — за раз можно проверить только 100 запросов. Потом надо запускать следующую проверку. Ещё один минус — позиции кэшируются на сутки. То есть в рамках одного дня дважды их снять невозможно.

Платная альтернатива Be1 — система «Лидер». Это программа для анализа сайта, которая специализируется именно на проверке позиций.

Достоинства программы:

  • Точная проверка позиций.
  • Определение релевантной запросу страницы сайта.
  • Возможность интеграции с «Метрикой».
  • Удобная сводка — можно, например, посмотреть, какой процент ключевых слов из проекта зашёл в топ и как этот процент изменился.
  • Низкие цены — на самом дорогом тарифе стоимость проверки позиции по запросу составляет всего 1 копейку.

Также для проверки позиций можно использовать «Топвизор» и Serpstat.

Программы для анализа конкурентов

Бежать за кем-то всегда проще, чем просто бежать. Анализ конкурентов обычно проводят на начальном этапе работ по продвижению сайта. Результаты анализа используют при составлении стратегии развития ресурса, а также при планировании бюджета на SEO.

Какие сервисы подходят для SEO-анализа сайта-конкурента?

  • SimilarWeb. Зарубежный сервис анализа сайтов, который позволяет узнать объём трафика конкурентов, их поведенческие факторы (например, среднюю продолжительность визита, глубину просмотра), уточнить географию аудитории ресурса и источники трафика. Отчёт SimilarWeb информативен, однако данные из него — увы, не всегда истина в последней инстанции. Погрешность может достигать 30%.

SimilarWeb - скриншот

SimilarWeb

  • SEMRush. Ещё один иностранный SEO-«мультитул». Не дружит с «Яндексом», анализирует запросы только в Google. Зато как анализирует! Можно проверить динамику количества запросов, по которым сайт находится в определённом сегменте выдачи (например, Топ-3, Топ-10, Топ-100). Можно посмотреть, какие запросы ещё использовали люди, чтобы «выйти» на информацию, которую сайт предлагает. И многое другое — чтобы перечислить все «фишки», предлагаемые SEMRush, придётся написать отдельную статью.

SEMRush - скриншот

SEMRush

Недостаток SEMRush — дороговизна. Наиболее «вкусные» функции доступны исключительно по подписке. Самый дешевый тариф при ежемесячной оплате — 120 долларов.

Программы для тестирования юзабилити

Опытный SEO-шник понимает, что доверять проверку юзабилити себе — без толку. При работе с сайтом «глаз замыливается» только так — в результате перестаешь замечать недостатки, очевидные другим. Поэтому для оценки юзабилити лучше тоже использовать сервисы. Например:

  • UsabilityHub. Сервис, который предпочитают Adobe и eBay, позволяет оценить удобство сайта с помощью реальных посетителей. Есть несколько вариантов шаблонных тестов — например, 5-секундный тест, который помогает понять, какое впечатление оставляет интерфейс сайта. UsabilityHub можно пользоваться бесплатно — если приведёте своих тестировщиков. Услуги тестировщиков, работающих с сервисом — уже за деньги.
  • CrazyEgg. Сервис для A/B-тестирования. Позволяет показать аудитории два варианта страницы, замерить реакцию и выбрать более удачный. Программа платная, но по меркам SEO недорогая. Минимальный тарифный план стоит 24 доллара.
  • AskUsers. Русскоязычный аналог UsabilityHub. Работает так: вы выбираете асессоров из списка — учитывая, например, возраст и увлечения — показываете им сайт, потом даёте анкету под заполнение. В результате получаете ценный фидбэк относительно того, что не так с вашим ресурсом.

Программы для комплексного анализа сайта

Эти программы не только облегчат анализ сайта в поисковиках, но и заменят собой многие из перечисленных выше сервисов:

  • Megaindex. Классика в сфере сервисов аналитики и продвижения. Содержит более 30 инструментов для анализа сайта онлайн — в том числе для проверки видимости, бэклинков, расширения семантического ядра, моделирования перелинковки. Это своего рода Be1 «на максималках» — что и неудивительно, ведь Be1 создан на деньги Megaindex. Сервис Megaindex условно бесплатный. Сводку по сайту можно получить, просто зарегистрировавшись — а вот за детальные отчёты придётся платить.
  • Sitechecker. Иностранный сервис, который выполняет SEO-анализ сайта онлайн. Обстоятельно сканирует сайт с целью определения всех технических ошибок — и всегда находит их неприлично много. Пугаться этому не стоит — Sitechecker считает одинаковые ошибки на разных страницах отдельно.

Sitechecker - скриншот

Sitechecker

  • Screaming Frog. Десктопная «прога», без которой выполнить анализ сайта почти невозможно. Screaming Frog — это краулер, который позволяет спарсить сайт и выгрузить его в формате Excel. В табличной форме гораздо проще, например, анализировать мета-теги на предмет количества символов и отсутствия дублей. У нее есть русскоязычный аналог (где-то даже более удобный) - SiteAnalyzer.

Платные сервисы необходимы для полноценного SEO-анализа сайта и его раскрутки. Однако обложить себя разнообразными краулерами и парсерами недостаточно. В SEO решающий фактор — человеческий, и результат напрямую зависит от того, насколько «прямы руки» у специалиста, которому сервисы доверены. Опытному сеошнику достаточно аналитики от поисковиков и отчёта «лягушки», чтобы привести сайт в благопристойный вид. Остальное — для вывода ресурса в Hi-Class.

Обсудим сотрудничество?

Какие задачи нужно решить:
Разработка сайта / интернет-магазина
Продвижение (SEO, Директ и т.п.)
Контент-маркетинг
Поддержка сайта (информационная, техническая)
Аудит сайта / интернет-магазина
Консультация
Задать вопрос специалисту
Заполните форму и мы вам быстро ответим

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Хочу бесплатный аудит
Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
Form
X
Хочу быть автором