Уникальность текста — одна из характеристик качества контента. Это соотношение оригинальных отрывков и фрагментов, заимствованных с других ресурсов. Доля авторского материала и плагиата в статье измеряется в процентах. На 100 % уникальный текст нигде больше не встречается, поэтому будет считаться первоисточником при индексировании поисковыми системами. Соответственно, нулевая уникальность — это абсолютный и беззастенчивый плагиат.
Техническая уникальность — отсутствие совпадений порядка слов в статьях на других сайтах. Опытные рерайтеры могут поднять техническую уникальность, умело жонглируя синонимами, структурой предложений и текста. Часто мы читаем статьи в интернете и испытываем ощущение дежавю: вроде бы тексты и не один в один, но сходство очевидное.
Есть еще смысловая уникальность: оригинальные идеи, авторские материалы, экспертные данные. Такой контент интересен пользователям и высоко котируется поисковиками.
Так ли важна уникальность контента
Сеошники делятся на два лагеря: одни с пеной у рта доказывают, что без высокой уникальности контента в дамки не пробиться, и требуют от копирайтеров только хардкор, только 100-процентные показатели, другие убеждены, что влияние технической уникальности на продвижение сильно преувеличено. Истина, как всегда, где-то посередине.
Аргументы против
Уникальность не главный фактор ранжирования поисковых систем. Доказательством служат многочисленные примеры, когда сайт, скопировавший чужие материалы, ранжируется выше первоисточника. Самые яркие образцы — сайты-агрегаторы новостей или товаров, на которых вообще нет уникального контента.
Поисковикам важны полезность ресурса и поведенческие факторы. Вы можете загнать копирайтера в могилу, требуя с него тысячу описаний автомобильных шин с уникальностью в 100 %, но вся эта адова работа пойдет насмарку, если вашим магазином неудобно пользоваться, у вас кривая доставка, один вид оплаты и куча ругательных отзывов.
Если у сайта есть ядро посетителей, на него реально каждый день приходят люди, то копипаст полезных тематических статей с указанием первоисточника только добавит ему очков.
Аргументы за
В то же время, уникальность — важнейший параметр текста, когда нужно рассказать о своем бизнесе, даже если вы один из тысячи торговцев автомобильными шинами. Обязательна высокая уникальность для имиджевых разделов:
- о компании;
- миссия;
- преимущества;
- отзывы;
- особенности заказа, оплаты и доставки.
Если вы производитель, то ваша задача — сочинить оригинальные описания своих товаров.
Еще один аргумент в поддержку оригинальности текстов — плагиат вне закона. Если ссылка на первоисточник не указана, то это воровство. Кто-то не обратит внимания, а кто-то подаст жалобу, и хорошо, если только в суппорт поисковиков.
В каких тематиках абсолютная уникальность невозможна и почему
Высокий процент уникальности текста остается одним из основных требований заказчиков к копирайтерам. Мы составили небольшую шпаргалку с допусками плагиата для молодых авторов.
Уровни уникальности статьи
100–95 % | Предел совершенства | Текст полностью свободен от плагиата, имеет незначительные совпадения либо цитаты |
90–94 % | Нет предела совершенству | В тексте встречаются целые предложения, заимствованные из других источников |
80–89 % | Есть, куда расти | В тексте обнаружены небольшие абзацы, совпадающие с уже опубликованными материалами |
менее 80 % | Придется переписывать | В статье обнаружены объемные куски заимствованных текстов из одного или нескольких источников |
Но статья статье рознь, а понятие уникальности текста относительно. Например, приемлемый уровень оригинальности для авторской статьи в блог — 95–100 %, для описания товара с четкими техническими характеристиками допустим порог в 50 %, а для статьи на юридическую тематику адекватным будет требование 70–80 %.
Часто авторы, поднимая уникальность, превращают изначально хорошие тексты в образцы словоблудия, когда конкретные термины заменяются витиеватыми синонимами. Никакой пользы такое графоманство ни пользователям, ни сайту не приносит. От бессмысленной и беспощадной битвы за уникальность больше других страдают статьи на темы:
- медицины и науки;
- юриспруденции;
- техники и электроники;
- автомобилей;
- кулинарии.
Как написать уникальную статью
Есть три метода написания статей для web-ресурсов.
- Копирайтинг.
- Оригинальный текст, написанный с нуля. Автор сам продумывает структуру, ищет фактуру, опрашивает специалистов, собирает информацию из авторитетных источников.
- Копирайтеры не боятся использовать в своих текстах цитаты c указанием источника в качестве аргументов.
- Рерайтинг.
- Текст, созданный на основе одного или нескольких первоисточников. Рерайтер может не погружаться в тему, ему достаточно переписать своими словами исходный материал.
- Подробнее о методах работы над текстами мы писали в статье Копирайтинг и рерайтинг отличия, разница, сходства.
- Перевод с иностранных языков.
- Отдельный способ получить уникальный и полезный контент — переводы статей и адаптация их под российские реалии. Указание источника здесь обязательно.
Синонимайзеры
Копирайтинг, переводные статьи, рерайтинг нескольких источников — эти способы получить уникальный и полезный контент на сайт требуют времени и денег. Да и поиск адекватных авторов — та еще головная боль. Часто сайтовладельцы и дешевые рерайтеры идут по пути наименьшего сопротивления: просто прогоняют понравившуюся статью конкурентов через синонимайзер — программу, заменяющую каждое слово текста на синоним. Пара минут — и уникальная статья готова.
В принципе, ничего противозаконного в такой методике нет, но нетленки, выданные машиной, все же лучше читать и редактировать живому человеку. Русский язык слишком велик и могуч для искусственного интеллекта.
Синонимайзеры бывают бесплатными и платными. Качество и тех, и других не сильно отличается. В большинстве случаев на выходе получаются тексты разной степени бредовости.
Чтобы вам был понятен уровень шизанутости машинного текста, прогоним через популярный синонимайзер знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Тургенева.
Оригинал | Синонимайзер |
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! |
Во дни колебаний, во дни трудных размышлений о долях моей отчизны, — ты Вотан мне помощь и защита, о большой, мощный, честный и вольный российский язычок! Никак не будь тебя — как никак не запасть в уныние при облике только, будто совершается здания? Однако невозможно веровать, чтоб таковой язычок никак не был дан большому народу! |
Да, это художественный текст, великий Тургенев, но не надейтесь, что синонимайзер пощадит простенькую статью для вашего сайта.
Единственные плюсы синонимайзеров — бешеная скорость и низкая цена работы. Но без редактуры эти шедевры читать никто не будет, а цель любого сайта все-таки понравиться людям.
Что учитывают поисковые роботы при анализе статей на уникальность
Поисковые системы заинтересованы в полезных сайтах на страницах своей выдачи. Банальный копипаст замусоривает интернет, тонны однотипных статей раздражают пользователей. Поисковики не поощряют плагиат, как правило, уникальный контент имеет больше шансов на продвижение, хотя это правило имеет массу исключений.
Проверяя статьи на уникальность, краулеры анализируют не только процент совпадения слов в тексте, но и другие параметры:
- новизну тематики;
- схожесть используемых синонимов;
- структуру статьи.
Яндекс позволяет закрепить за собой авторские права на контент. Залейте уникальную статью во вкладку «Оригинальные тексты» на панели Яндекс.Вебмастер (раздел «Информация о сайте») и нажмите кнопку «Отправить». Теперь Яндекс будет считать именно ваш сайт первоисточником.
В Google таких инструментов нет, поэтому всеми способами ускоряйте индексацию нового документа. Кстати, и в Яндексе, и в Google можно пожаловаться на плагиат. Если вашу статью украли, напишите жалобу в службу поддержки.
Антиплагиаторы
Как определяется уникальность текста до его публикации? Инструментов много: есть бесплатные, условно бесплатные и платные. Антиплагиаторы отличаются методами анализа:
- Шингловый алгоритм выявляет совпадения во фрагментах текста. Из статьи убираются все стоп-слова, оставшаяся масса текста делится на шинглы (отдельные фразы), по которым ведется поиск дублей в сети.
- Корреляционный алгоритм не разбивает текст на куски, а оценивает смысловые совпадения целиком.
Большинство популярных антиплагиаторов работают на базе бирж копирайтинга, где нужно зарегистрироваться, чтобы получить доступ к проверке. Мы кратко остановимся на самых ходовых сервисах, а заодно прогоним через них исковерканный синонимайзером текст Тургенева про «российский язычок». Эксперимент наглядно покажет, как антиплагиаторы отлавливают хитроумных рерайтеров.
- Advego Plagiatus
- Старейший антиплагиатор первой биржи копирайтинга в рунете. Есть онлайн сервис с лимитом бесплатных проверок на ничтожные 3 тысячи знаков в день и безлимитная программа для установки на компьютер. Использует шингловый алгоритм. Выдает 2 цифры — уникальность по фразам и по словам. Минус Advego в излишней дотошности: все устойчивые выражения программа считает плагиатом.
- Уникальность нашего «российского язычка» — 58 % по фразам и 20 % по словам.
- text.ru
- Самый популярный онлайн сервис проверки. Находит совпадения по шинглам и уловки хитрых рерайтеров: перестановку слов, игры со склонениями, разбавление исходного текста дополнительными словами. Вместе с процентом уникальности выдает краткий SEO-анализ: водность и заспамленность. Бесплатно проверит 15 тысяч символов.
- Минус сервиса в долгих очередях на проверку — это издержки популярности. Покупка PRO-аккаунта решает проблему. Есть и частый глюк: результат для одного и того же текста может отличаться.
- Уникальность текста про язычок — 38,85 %.
- etxt.ru
- Сервис самой популярной биржи копирайтеров работает онлайн, есть и программа для компьютера AntiPlagiarism.net. В программе много индивидуальных настроек, но есть один существенный минус — ужасно навязчивая капча.
- В онлайн-версии для зарегистрированных пользователей ограничение по объему текста в 10 тыс. знаков с пробелами. Проверка работает в двух режимах: поиск совпадений или поиск рерайта.
- Etxt выдал удивительный результат проверки нашего изуродованного Тургенева — 100 % уникальности!
- Content-watch.ru
- Независимый антиплагиатор, заточенный на проверку уникальности отдельных статей и сайтов целиком. Здесь нет ничего лишнего. Можно настроить игнорирование определенных сайтов при поиске совпадений. В платной версии есть функция постоянного мониторинга уникальности контента — если с вашего сайта уведут текст, вы об этом быстро узнаете.
- Зарегистрированным пользователям доступны 20 проверок в сутки, максимальный объем одного текста 10 тысяч знаков.
- Уникальность нашего текста по мотивам Тургенева — 47,7 %.
Как повысить уникальность
От ваших целей зависит, какая уникальность текста для сайта допустима. Если статья не дотягивает до нужных показателей, можно их подтянуть, используя простые приемы.
- Выкиньте из текста цитаты и крылатые выражения. Тут уж или ехать, или шашечки.
- Измените порядок слов, подберите синонимы в проблемных отрывках. Используйте онлайн-словарь синонимов. Иногда проще выкинуть абзац с совпадениями, чем его исправлять.
- Отжимайте «воду». Выкидывайте слова-паразиты, штампы и клише. Они не украшают текст. Например, в течение последних 6 месяцев → полгода, в рамках встречи → на встрече и т.д.
- Добавьте глаголы и сократите количество прилагательных.
Запрещенные приемы повышения уникальности
Особо одаренные рерайтеры используют грязные приемы, чтобы обхитрить антиплагиаторы. Это — дно.
- Нарочно допущенные грамматические и орфографические ошибки.
- Написание несуществующих и нелитературных слов, например, вместо «счетчика уникальности статьи» беспомощный рерайтер придумывает корявое слово «считатель».
- Автоперенос. Ставится для перераспределения шингла. Вместо одного фрагмента со словом контент, алгоритм разобьет его на две части: кон-тент.
Общие правила хорошего текста
Уникальность — важная характеристика статьи, но не главная. Хороший текст:
- Легко читается.
- Полезен целевой аудитории.
- Грамотно написан.
Чтобы текстовый контент работал, нужно придерживаться базовых правил.
- Избегайте простыни текста. Грамотное форматирование и верстка упрощает чтение.
- Используйте информативные подзаголовки — дайте возможность читателю просканировать статью и выбрать нужную главу.
- Таблицы и изображения добавляют радости читателю. Не забывайте про подписи к картинкам: как показывают исследования, их читают все.
- Придерживайтесь определенного ритма текста. Лучше чередовать короткие и средние по длине предложения. Избавляйтесь от синдрома Льва Толстого — разбивайте слишком длинные синтаксические конструкции.
- Выкидывайте стоп-слова, штампы, витиеватые навороты. Лучше сухой, но понятный текст, чем дебри словоблудия.
- Краткость — сестра таланта. Будьте точны и лаконичны в формулировках.