В новейших диджитал-профессиях есть один существенный недостаток — мало кто точно знает, чем должен заниматься тот или иной специалист. Часто работодатели под одной и той же специальностью имеют в виду разный набор функций сотрудника.
В то же время на рынке ценятся специалисты-универсалы, поэтому профессии развиваются, а набор полномочий, которых ждут от сотрудника, постоянно расширяется. Например, интернет-маркетолог и СММ-менеджер: отличия между этими специальностями быстро стираются, потому что хороший сммщик обязательно разбирается в маркетинге, а интернет-маркетолог должен владеть инструментами СММ. Уместно назвать СММ-специалиста «социальным маркетологом», т.к. это человек, продвигающий бренд через соцсети.
СММ-маркетолог: кто такой
Прежде чем выяснять, кто это — SMM-маркетолог и чем он занимается, разберемся с терминологией. Интернет-маркетинг — продвижение продукта в сети, когда классические маркетинговые приемы сочетаются с новыми digital-инструментами: SEO, SMM, таргетингом, email-маркетингом, копирайтингом. О профессии интернет-маркетолога мы писали здесь: Интернет-маркетолог — что за профессия и чем занимается — DIUS.
SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных сетях. Это продвижение продукта, компании, личного бренда на базе соцсетей. SMM — это комплексная работа: создание, раскрутка и поддержание аккаунтов, активное взаимодействие с подписчиками. Цель SMM не только продажи и поиск новых клиентов, главное здесь формирование положительного имиджа, более близкое и неформальное общение с аудиторией, вызывающее доверие к бренду.
Соответственно, СММ-маркетолог — это специалист в области маркетинга, занимающийся продвижением продукта в соцсетях.
Какими навыками должен обладать СММ-маркетолог:
- знание основ маркетинга и ключевых механизмов привлечения клиентов;
- знание специфики разных социальных сетей;
- владение инструментами медийной автоматизации:
- аналитическими сервисами для оценки конкурентов, парсинга целевой аудитории, сбора статистики;
- инструментами для управления постингом и рассылками, создания чат-ботов, запуска пользовательских активностей (конкурсов, розыгрышей, опросов);
- сервисами для работы с текстовым и визуальным контентом;
- сервисами для организации командной работы над проектом и стратегического планирования;
- понимание основ комьюнити-менеджмента;
- умение творчески и нестандартно мыслить;
- аналитические способности;
- организаторские таланты для работы с командой и подрядчиками.
С чего начать
Выбор соцсетей
Выстраивание сммщиком стратегии продвижения начинается с выбора соцсетей, наиболее отвечающих поставленным задачам. Каждая социальная сеть имеет свой характер и свою аудиторию, важно сосредоточиться на тех площадках, где продукт будет продвигаться наиболее эффективно.
Еще недавно грядка популярных в России соцсетей была очень разнообразна. Теперь же на SMM-рынке началась тектоническая перестройка — после признания гигантов Instagram и Facebook экстремистскими организациями и их запрета в РФ. На осенней конференции «Суровый питерский SMM-2021», где собираются сммщики из разных городов России, постоянные аншлаги были на секции инсты, а про VK говорили только как об умирающей соцсети. Теперь все кардинально изменилось. Сейчас нужно очень внимательно следить за выходом новых социальных проектов и оценивать их перспективность для продвижения своего продукта.
У каждой соцсети есть свой набор инструментов для рекламы, свои особенности контентной политики, свой характер аудитории. Все эти характеристики необходимо анализировать и примерять на себя.
На этом же этапе придется отсеивать лишнее, чтобы сосредоточиться на основном. Ведение множества аккаунтов во всех известных миру соцсетях только распыляет усилия маркетолога, если конечно это не корпорация с приличным штатом.
Выбор направления
Грамотный SMM-маркетолог большое внимание уделяет анализу рынка, конкурентов, аудитории, ситуации в нише, изучает продвигаемый продукт. Выстраивание стратегии продвижения у такого специалиста не ограничивается подбором соцсетей и ведением там аккаунтов.
Чем отличается маркетолог от СММ-специалиста? Маркетолог выстраивает стратегию продвижения компании, задействуя все доступные каналы: от классической печатной рекламы до чат-ботов. SMM же — это только часть общей стратегии развития бизнеса, хотя медиамаркетолог — один или в составе маркетингового отдела — может участвовать в разработке общей концепции продвижения.
Часто малый бизнес представлен только в соцсетях, поэтому сммщик берет здесь на себя роль маркетолога, полностью разрабатывающего продвижение компании. Как бы там ни было, деятельность СММ-специалиста не должна противоречить общей маркетинговой стратегии бренда.
Обязанности СММ-маркетолога
Каждый работодатель видит идеального сммщика по-своему, поэтому при устройстве на работу нужно уточнять и прописывать свой круг обязанностей. Часто от СММ-маркетолога требуют объять необъятное, особенно в небольших компаниях, где в большом почете специалисты-многостаночники. Конечно универсалы всегда на вес золота, но и оплачиваться дополнительная работа должна соответственно.
Что должен делать СММ-маркетолог
- Анализировать аккаунты клиента в соцсетях, создавать новые профили.
- Разрабатывать стратегию продвижения, составлять контент-планы и матрицы контента.
- Подбирать исполнителей и подрядчиков (фотографов, операторов, копирайтеров, таргетологов, дизайнеров), составлять ТЗ, координировать и контролировать их работу над проектом.
- Составлять сметы расходов и планировать бюджет.
- Подводить промежуточные итоги и корректировать стратегию продвижения в зависимости от результатов.
- Оценивать эффективность стратегии продвижения и составлять отчеты по результатам статистики.
Что не должен делать СММ-маркетолог
- Сам писать тексты: это работа копирайтера.
- Готовить фото- и видеоматериалы: это работа фотографов, операторов и дизайнеров.
- Общаться с подписчиками и пришедшими клиентами: это работа модераторов и менеджеров.
- Настраивать рекламные кампании: это работа таргетологов.
Все это смежные специализации, основы которых, как минимум, хорошо знакомы маркетологу. Опытный СММ-специалист сам умеет создавать креативы, писать продающие тексты, настраивать рекламу, отрабатывать негатив в комментах. Но, распыляясь на множество задач, сложно добиться эффективности. В малом бизнесе такой подход может быть оправдан. Но для средних и крупных компаний сммщик-многостаночник — плохая идея. Все-таки основные обязанности SMM-маркетолога — создание стратегии продвижения в социальных сетях, координирование команды и аналитика результативности проекта.
Плюсы профессии
- Интересная работа на стыке аналитики и творчества. В SMM постоянно что-то происходит, иногда совершенно непредсказуемые кульбиты, это живая ниша, здесь все время приходится учиться и придумывать что-то новое.
- Достойный уровень зарплаты.
- Нет привязки к месту и офису: был бы стабильный интернет, и можно работать где угодно, когда угодно.
- Огромный спрос на рынке труда.
- Много цифровых инструментов для автоматизации работы, есть из чего выбирать. Сервисы реально конкурируют между собой, поэтому их качество постоянно совершенствуется.
Минусы профессии
- Нет гарантированных прогнозов. Любимая фраза СММ-маркетолога «надо тестировать». Тестирование гипотез, анализ провалов и успешных кейсов — та рутина, из которой складывается работа сммщика. SMM — область, в которой то, что сработало на ура вчера, может с треском провалиться сегодня без видимых причин.
- Ненормированный график. Если человек на романтическом свидании уткнулся носом в свой телефон, не спешите возмущаться — вполне вероятно, это СММ-маркетолог за работой. Сммщикам сложно уехать в отпуск в глушь или устроить себе цифровой детокс, ведь им приходится постоянно держать руку на пульсе и контролировать свои соцсети.
- Сммщика ноги кормят: ему регулярно нужно искать новые способы привлечения клиентов, генерировать свежие форматы контента, мониторить ситуацию на рынке соцсетей, отслеживать тренды. SMM-маркетолог не та профессия, где можно научиться мастерству раз и навсегда. Здесь такой подход не работает.
Как начинающему СММ-специалисту искать клиентов
Вход в профессию СММ-маркетолога относительно простой: достаточно курсов, глубокого погружения в тему и системного самообразования — благо информации в открытом доступе очень много. Преимущество профессии в том, что здесь легко найти работу даже новичку. Малый бизнес не готов выделять большие бюджеты на продвижение, поэтому предприниматели охотно берут новичков на роль человека-оркестра, полностью берущего на себя соцсети бизнеса. Зато такое погружение в профессию дает бесценный опыт и базу навыков для карьерного роста.
Способы поиска клиентов для новичка в SMM:
- Сарафанное радио — этот метод поиска клиентов самый древний и до сих пор очень эффективный: оповестите всех своих знакомых, что ищете работу сммщиком, вероятно, кто-то откликнется.
- Продвижение личного бренда. Развивайте свои аккаунты в соцсетях, выстраивая репутацию профи. Сммщик с заброшенной страничкой и пьяной фоткой с выпускного на аватарке не вызовет доверия у потенциальных клиентов. А они непременно изучат ваш профиль в соцсетях.
- Работа за еду. Предложите небольшому магазинчику, кофейне, собачьему приюту продвигать их аккаунт в соцсети бесплатно, на волонтерских началах. Так вы набьете руку и получите кейсы для будущего трудоустройства.
- Биржи вакансий. Помимо всем известного hh.ru есть куча бирж для фрилансеров, где заказчики ищут разных digital-специалистов на свои проекты. Мы делали большую подборку бирж копирайтинга, но там половина — это обзоры многофункциональных площадок для поисков работы: Биржи копирайтинга — площадки фриланса для новичков.
Заключение
Соцсети для бизнеса это и эффективный канал продаж, и способ неформального общения со своей аудиторией, и имиджевый инструмент. Социальный маркетинг на пике популярности, поэтому SMM-маркетолог — одна из самых актуальных профессий как нашего времени, так и обозримого будущего.
У сммщиков развитое доброжелательное комьюнити, в котором корифеи щедро делятся опытом с новичками. Вход в профессию не требует высшего образования и огромных усилий — было бы желание учиться и развиваться в интересном деле, и все обязательно получится.