Беспокойство о том, как защитить контент на сайте, будет актуальным всегда. Желающих расти за чужой счет много, а положительных изменений в этой сфере не предвидится. Если контент оригинальный и ценный, его нужно защитить по максимуму. О том, как это можно сделать, читайте далее.
Для чего нужно защищать контент от копирования
Не всегда контент крадут из злого умысла. Иногда так поступают молодые веб-мастера, стартапы и начинающие блогеры: генерировать собственные медиафайлы и тексты для них дорого и сложно, а наполнять ресурс чем-то нужно.
Вне зависимости от целей воровства, последствия для владельца пострадавшего сайта могут быть печальными:
- Потеря позиций в поисковой выдаче и исключение из нее. Такое случается, если поисковый робот посчитает ресурс с заимствованным контентом первоисточником.
- Потеря посетителей: им не важно, на каком ресурсе размещена ценная информация, первоисточник они искать не будут.
- Ухудшение индексирования — поисковые системы могут посчитать пострадавший сайт не авторитетным, ворующим контент, роботы будут медленнее обходить страницы.
- Удар по репутации. Часто украденная статья или медиафайлы, авторство которых легко понять по стилю, публикуются на ресурсах с низкопробной или вводящей в заблуждение пользователей информацией. Так могут действовать мошенники или недобросовестные конкуренты.
- Денежные расходы — порой приходится разрабатывать новый сайт. Такое возможно, если злоумышленники украли не только контент, а с точностью до запятой скопировали веб-дизайн.
Если не знать, как защитить контент сайта от копирования, сильнее всего может пострадать молодой веб-ресурс. Поисковые системы более расположены к авторитетным, старым сайтам. Если роботы посчитают такой ресурс первоисточником, молодой сайт может быть задвинут на задворки поисковой выдачи.
Если вы не знаете, как называется воровство контента, то тут все просто. В юридической терминологии это понятие обозначается словом «плагиат», оно же применимо к сфере продвижения сайтов.
Что может быть украдено
Воришки, недобросовестные конкуренты и мошенники крадут все, что можно украсть. В сфере интернета это будут:
- Любой текстовый контент, включая авторские обзоры, подборки, инструкции.
- Иллюстрации — уникальные фотографии, инфографика, схемы.
- Аудиоконтент и видеоролики.
- Веб-дизайн — расположение и размеры блоков, цветовая схема, шрифты, логотип и т.д.
- Скрипты.
Чем ценнее, интереснее и популярнее контент, тем больше риск его кражи. Зачастую делается это незаметно для владельца, но заподозрить неладное можно.
Как установить факт кражи и вычислить вора
Явных признаков кражи контента нет. Можно лишь предположить подобное по характерным изменениям метрик — резкому снижению трафика, увеличению числа отказов и т.д. Далее придется подключать разные сервисы:
- Для текстов — сервисы проверки уникальности или их программы (есть у Advego Plagiatus и Etxt).
- Поиск отдельных фрагментов текста. Предложение вводят в окно поисковой системы, заключив в кавычки.
- Функции поиска по изображениям Яндекс и Google. Можно без труда найти украденную инфографику, фотографии, иллюстрации, даже если их обрезали, повернули, отразили, добавили другие графические элементы.
Для проверки на плагиат (именно так называется воровство контента) можно использовать сервис TinEye. Тут можно загружать само изображение или его URL-адрес. В результатах поиска будет указано, где лежит файл и дата его загрузки. Последнее важно, если есть желание отстаивать авторские права в суде.
Найти украденное видео сложнее. Можно попробовать проверить видеоролик с помощью службы оповещения Google Alerts. Другой вариант — делать скриншоты своего видеоролика и проверять их через поиск по изображению Яндекс и Google.
Защита кода сайта, как средство борьбы с кражами контента
С помощью нескольких строчек кода можно защитить сайт от копирования контента. Как правило, для этого исключают использование на странице комбинаций клавиш Ctrl+C или лишают пользователя возможности вызвать контекстное меню правой кнопкой мыши. Делается это с помощью изменения CSS, создания и внедрения специального скрипта, использования шифровальщиков, например, Advanced HTML Encrypt and Password Protect.
На практике такие способы защиты контента приносят больше вреда, чем пользы:
- Лишают шансов на получение внешних ссылок. Добросовестные пользователи, копируя материал, оставляют ссылку на первоисточник.
- Причиняют неудобства посетителям. Они не могут скопировать для себя сложный термин или название, взять мысль для цитаты.
- Мешают привлекать новых пользователей. Часто пользователи копируют какой-то абзац и отправляют его другу или близкому человеку через соцсети и мессенджеры вместе со ссылкой, тем самым привлекают новых посетителей.
Вне зависимости от того, как защитить контент от копирования, любой способ защиты можно с легкостью обойти. Поэтому большинство веб-мастеров отказывается от подобных способов.
Обезопасить сайт от таких вот краж можно с помощью программ-обфускаторов. Они меняют символы в исходном коде местами, добавляют новые знаки, тем самым препятствуют копированию кода. Такой способ используют, если веб-ресурс имеет коммерческую ценность.
Защита контента от копирования на WordPress реализуется специальными плагинами. Некоторые из них предусматривают создание цифровой подписи и оповещение пользователя об авторских правах, другие предотвращают копирование текста или доступ к исходному коду.
Как указать авторские права
Если полноценная защита контента от копирования невозможна, надо как можно заметнее обозначить авторские права. Если все сделать правильно, риск кражи контента можно снизить в несколько раз.
Способов указания авторского права несколько:
- Регистрация товарного знака. Защищает название компании и логотип от копирования.
- Работа с исполнителями только по договору. Документ должен регулировать порядок передачи интеллектуальной собственности. Используется, если над сайтом работают разные специалисты — верстальщики, программисты, копирайтеры и т.д.
- Размещение значка «копирайт» ©. Обычно размещают в подвале сайта с указанием, можно ли использовать контент. Если можно, то на каких условиях — с указанием авторства, с обратной активной ссылкой, в некоммерческих целях.
- Депонирование контента — передача его защиты сторонним организациям. Те его проверяют. Если авторство принадлежит владельцу сайтов — ставят на учет в своей базе.
- Брендирование контента — использование слоганов, названия магазина или компании, брендированных элементов. От копирования не защитят, но прибавят работы вору.
К брендированию можно отнести и ссылки на первоисточник, автоматически появляющиеся при вставке заимствованного текста или иного файла на другом ресурсе.
По мнению поисковой системы Яндекс, защищенный контент— это любые произведения, авторские права которых обезопашены должным образом. Перечисленные способы не предотвращают кражу контента, но помогут при защите авторских прав в суде. Некоторые злоумышленники, опасаясь судебных разбирательств, не будут связываться с такой защитой, что владельцу сайта на руку.
Способы защиты фотографий и видеоконтента
Решая, как защитить контент от воровства, нужно также обезопасить фотографии, иллюстрации и видеоролики. Способы, применяющиеся для этого, усложняют работу вору или отбивают у него желание красть материалы.
На изображения можно нанести водяной знак (вотермарка). Это полупрозрачный текст или изображение, с помощью которых указывается авторство. Наносятся они так, чтобы авторскую фотографию / иллюстрацию нельзя было обрезать, не теряя качество или смысл. С этой целью можно использовать графические редакторы (Photoshop, Paint.Net и другие) либо программы, с помощью которых можно наносить водяные знаки сразу на серию снимков. Яркий пример бесплатного софта для таких целей — FastStone Image Viewer. На видеоролик можно нанести водяной знак с помощью видеоредактора, например, After Effects или Premiere Pro.
Можно к фотографиям добавлять цифровые метки. Любой цифровой фотоаппарат прибавляет к изображению сведения о камере, времени и дате съемки, используемых настройках. Эта информация сохраняется в формате EXIF, ее можно менять и дополнять с помощью специальных редакторов, например, EXIF Pilot. Занесите в файл сведения об авторе, в дальнейшем это поможет в защите авторских прав, если фотография будет украдена.
Для защиты инфографики и других отрисованных изображений можно использовать способ «двойное дно». Суть его в создании прозрачного фона, который накладывается на изображение. Именно эту прозрачную обложку копирует пользователь, а не саму иллюстрацию. Такой способ не дает возможности тиражировать интересную иллюстрацию или редкое фото силами пользователей, тем самым мешает создать виральность. Перед тем, как защитить сайт от копирования контента такого рода важно понять: нужно ли его легальное распространение.
Контент украли — как действовать
Если несмотря на все принятые меры проверка показала, что контент или весь сайт украдены, можно попробовать добиться его удаления со сторонних ресурсов. Для этого используют разные способы:
- Пробуют договориться с сайтовладельцем об удалении украденного контента. Для этого ищите контактные данные в подвале, на специальной странице или пишите в форму обратной связи. Иногда E-mail плагиатчика можно узнать в сервисе Whois.
- Пишут письмо на имя хостинг-провайдера, указав URL-адрес сайта, на котором размещен украденный контент. В обращении просят принять меры по отношению к плагиатчику. Узнать, у какого провайдера обслуживается сайт, можно все на том же Whois.
- Пишут в поисковые системы о нарушении авторских прав. Яндекс и Google принимают жалобы через свои сервисы. Вот ссылка на форму в Гугл.
- Если контент опубликован в соцсетях — обращаются в службу техподдержки с доказательствами своего авторства. По требованию автора плагиатчик будет обязан удалить украденный материал.
- Подают исковое заявление в суд, если перечисленные выше способы не помогли. Нужно подготовить доказательства авторства и нанять юриста, специализация которого – защита авторских прав.
Храните оригиналы контента и файлов в облачном хранилище или на жестком диске. Фотографии и изображения должны быть исходного размера, без признаков редактирования. Оригинальные тексты также желательно хранить постоянно, пока действует сайт. Это поможет защитить в суде авторские права.
Советы в заключение
Способов универсальной защиты контента и сайта от воровства нет, потому придерживайтесь наших рекомендаций:
- Работайте над созданием уникального контента. Если сайт коммерческий — больше рассказывайте о специфике своего бизнеса, тогда контент конкурентам не будет интересен.
- Ставьте водяные знаки на фото и видео, используйте цифровые метки, пишите подписи к медиафайлам.
- Не удаляйте из компьютера оригинальные изображения, фотографии, тексты. Оригиналы потребуются для предъявления хостинг-провайдерам, администрации соцсетей, в суде
Анонсируйте недавно опубликованный материал на разных площадках, включая социальные сети: это ускорит его индексирование. Только применяя системный, комплексный подход можно снизить привлекательность контента для злоумышленников и отстоять авторские права в суде.
Комментарии