Что такое фильтр Яндекса «Минусинск» и как выйти из под него

Что такое фильтр Яндекса «Минусинск» и как выйти из под него

В свое время фильтр «Минусинск» знатно встряхнул рунет. С тех пор много воды утекло, поменялась политика продвижения в поисковых системах, но наложенные санкции за SEO-ссылки остаются одной из самых частых проблем сайтовладельцев, обращающихся к нам за помощью.

Что такое «Минусинск»

Обратные ссылки на сайт - скриншот

«Минусинск» — фильтр Яндекса за ссылочный спам. Черный день для сеошников старой школы наступил 15 мая 2015 года, когда в блоге Яндекса для вебмастеров появилось короткое объявление Алгоритм Минусинск запущен. До этого главный поисковик рунета, начиная с 2008 года всячески намекал, что ситуация с покупными ссылками ему не нравится, что неестественные бэклинки, купленные ради продвижения, это путь в никуда.

Изначально Яндекс считал, что чем больше сторонних сайтов ссылается на ресурс, тем он круче и полезнее. Такой подход привел к ситуации, когда начался ссылочный беспредел. Большинство предпочло не работать над улучшением своих сайтов, а тупо покупать ссылки и пробиваться в топ за счет роста ссылочной массы. Это негативно сказывалось на качестве выдачи.

Первые результаты запуска нового алгоритма Яндекс опубликовал через неделю в посте Минусинск: первые итоги. Это был шок — 488 сайтов из топа просели на 20 пунктов в выдаче. Дальше — больше. Спустя 4 месяца под новым фильтром оказалось 80 % сайтов рунета.

В 2020 году ситуация остается сложной: с одной стороны, без наращивания ссылочной массы продвигать ресурс в топ не так эффективно, т.к. бэклинки остаются маркерами трастовости сайта, с другой — набрать достаточное количество естественных ссылок — тоже задача из области фантастики. Сеошникам приходится лавировать между Сциллой и Харибдой, удерживая баланс между покупными и естественными ссылками. Шаг влево — шаг вправо, и вот сайт уже под «Минусинском», а вы ломаете голову, как выйти из-под фильтра.

Цель фильтра

Задача фильтра «Минусинск» определена самим Яндексом:

«...понижать в поиске сайты, использующие SEO-ссылки для продвижения. С помощью таких ссылок вебмастера пытаются обманным путем улучшить позиции продвигаемых в поиске сайтов». Источник

По сути, целей у поисковика две:

  1. Борьба со ссылочным ранжированием, когда оптимизаторы покупают бэклинки и не занимаются качеством сайта.
  2. Борьба с торгующими ссылками площадками, которые сами по себе бесполезны и создаются исключительно для заработка на продаже бэклинков. Так Яндекс снижает уровень ссылочного спама.

Признаки, что сайт попал под «Минусинск»

Диагностика в вебмастере - скриншот

Косвенные признаки попадания под фильтр за ссылочный спам:

  • по большинству запросов сайт теряет позиции в выдаче на 20 пунктов;
  • резко падает трафик из Яндекса, тогда как по другим поисковикам такого падения не наблюдается.

Прямой способ проверить, не попал ли сайт под фильтр «Минусинск», — зайти в панель Яндекс Вебмастер и посмотреть вкладку «Диагностика — Безопасность и нарушения». Обычно сюда приходит уведомление о наложении санкций и о причинах ограничения ранжирования.

Как работает алгоритм «Минусинска»

Ваш сайт может быть объективно конфеткой, но «Минусинску» до этого нет дела. Его зона ответственности — ссылки: их качество и количество. Задача алгоритма — отделить мух от котлет. Если робот посчитает, что на ресурс ведет слишком много неестественных, явно купленных бэклинков, он прикроет эту лавочку, применив жесткие санкции.

Самое печальное, что вы можете быть ни сном ни духом о зловредных спамных ссылках, просто ваш сеошник решил тряхнуть стариной и продвинуть сайт старым, но уже совсем недобрым методом.

Признаки неестественных ссылок

Неестественные ссылки - скриншот

Фильтр «Минусинск» не может стопроцентно распознать купленную ссылку, но все же определить вероятность ее неестественного происхождения ему удается довольно точно по определенным признакам.

  • Купленные на биржах ссылки распознаются по скриптам на сайте, которые считываются алгоритмом.
  • Много коммерческих анкоров со словами цена, купить, заказать.
  • Более 30–40 % площадок-доноров не соответствуют тематике сайта, на который ссылаются: на рыболовном ресурсе инородно смотрится рекомендация студии маникюра.
  • На сайтах ссылки часто появляются и исчезают.
  • Ссылки скапливаются в одном месте документа, не в основном контенте: в сайдбаре, футере, выносных блоках.
  • Массово появляются ссылки с похожих ресурсов.
  • На сайтах-донорах нет трафика, и по линкам нет переходов.

Оценка ссылочного профиля сайта

Алгоритм «Минусинск» также оценивает ссылочный профиль сайта в целом. На что обращается внимание:

  • ссылки с коммерческими анкорами;
  • скачкообразная динамика, ссылочный взрыв — это явный признак неестественного роста;
  • много ссылок на одну страницу сайта, когда оптимизатор продвигает одну услугу и закупает линки только на страницу этой услуги.

Вывод из-под фильтра

Что же делать, если Яндекс все же наложил «Минусинск» на ваш сайт? Не паниковать и приготовиться к муторной работе, состоящей из нескольких этапов.

1. Анализ ссылочного профиля.

Для начала нужно собрать все имеющиеся данные о сайтах-донорах через Яндекс Вебмастер и дополнительно через сервис Ahrefs. Выгрузите данные, сведите их в таблицу и проанализируйте получившийся ссылочный профиль по трем параметрам:

  • качество доноров;
  • содержание анкор-листа;
  • динамика роста ссылочной массы.

2. Снятие неестественных ссылок.

Ссылки с низким показателем траста - скриншот

После анализа профиля становится более-менее понятно, что теперь делать для выхода из-под фильтра «Минусинск». Планомерно и осторожно удаляйте ссылки с некачественных доноров. К ним относятся сайты:

Ссылки, появившиеся в период резкого прироста новых бэклинков, алгоритм также считает подозрительными, поэтому их тоже нужно убирать.

Проще всего дела обстоят с отключением бэклинков с автоматических ссылочных бирж. Их быстро распознает робот Яндекса, но и заморочек со снятием никаких нет.

Гораздо сложнее снимать вечные ссылки, купленные по личной договоренности с веб-мастером, и те, что были закуплены на биржах, доступы к которым утеряны из-за смены сотрудников и т.п. Ручное удаление ссылок — это долгое и часто безрезультатное занятие. Приходится вести переписку с веб-мастерами ресурсов, с которых требуется удалить бэклинк, а эти ребята часто или просто динамят, или предлагают снять ссылку за вознаграждение.

Хорошая новость: если не удается договориться о снятии всех ссылок, не нужно впадать в отчаяние. Яндексу достаточно, чтобы был пройден определенный порог и робот заметил очевидное уменьшение SEO-ссылок. Плохая новость — этот порог определяется самим алгоритмом и никому неизвестен. Все индивидуально, если вы уже удалили кучу ссылок, а результата все нет, не останавливайтесь, чистите ссылочный профиль дальше.

Наряду с удалением мусорных бэклинков для выхода из-под «Минусинска» актуальным остается вопрос, как дальше продвигать сайт. Чтобы достичь феншуя между спамными и естественными ссылками, нужно наращивать объем последних. В этом поможет крауд-маркетинг — ненавязчивые рекомендации и обсуждения продукта на тематических площадках в живом общении с пользователями. Такие ссылки выглядят максимально естественно.

3. Чистка анкор-листа.

Сообщение о фильтре в Вебмастере - скриншот

На оставшихся качественных площадках ссылки можно оставить, но вот коммерческие анкоры придется заменить на человеческие, типа тут, здесь, на сайте, тыц и т.п. Помните, что естественные ссылки пишут живые люди, и робот догадывается, что только полоумный сеошник кинет в приватной беседе друзьям ссылку с анкором «купить черный лом оптом»

Чем разнообразнее анкор-лист, тем он естественней. Повторение одного и того же коммерческого анкора более 3–5 раз однозначно вызовет сомнения у алгоритма.

Большинство из тех, кто вышел из-под фильтра «Минусинск», приходят к одним и тем же выводам:

  • Придется снимать много ссылок: точечная уборка здесь не работает.
  • В процессе чистки, скорее всего, пострадает часть качественных бэклинков.
  • Начинать работы по удалению ссылок нужно с самых трешовых, постепенно продвигаясь к более качественным, поэтому на этапе анализа ссылочного профиля его надо сегментировать на уровни сомнительности.

Фильтр снимается автоматически по факту снижения низкокачественной ссылочной массы, на это уходит в среднем от 1 до 3 месяцев. Но для очистки совести после проведенных работ напишите в службу техподдержки Яндекса и нажмите кнопку в разделе нарушений на панели Вебмастера «Я все исправил».

Профилактика

Внешние ссылки в Вебмастере - скриншот

Выйти из-под фильтра «Минусинск» сложней, чем проводить профилактику. Если сайт однажды «засветился», то внимание к его ссылочному профилю будет очень пристальным и предвзятым. Придерживайтесь правил:

  • не покупать очевидные SEO-ссылки;
  • работать только с качественными и тематическими донорами: обращать внимание на их посещаемость, ИКС;
  • наращивать естественную ссылочную массу: размещать бэклинки в справочниках, каталогах, отзывиках, в профилях сайтов вакансий и т. д.;
  • разрабатывать качественный анкор-лист и придерживаться его, чтобы не переборщить с коммерческими анкорами;
  • не допускать резких скачков ссылочной массы.

Выводы

Как продвигать сайт после «Минусинска»? Ссылки в Яндексе не имеют такого большого влияния на ранжирование, как в других поисковиках. Чтобы целенаправленно подниматься в топ, нужно развивать свой ресурс, сосредоточиться на качестве посадочных страниц и полезном контенте. Стратегия линкбилдинга должна быть выстроена грамотно и аккуратно. Здесь действует золотое правило — лучше меньше, да лучше.

Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.