Платформу «Яндекс-Бизнес» справка поисковика называет интернет-каталогом организаций. В этой статье мы расскажем, зачем нужен этот каталог, чем «Яндекс-Бизнес» может помочь компании и кому стоит его подключить.
Что такое «Яндекс.Бизнес»
Предприниматели в сфере услуг и торговли, вручную обрабатывающие поток заявок, мечтают автоматизировать рутину, организовать стабильную систему привлечения и удержания клиентов. Сервис «Яндекса» для бизнеса помогает автоматизировать работу с клиентской базой и самостоятельно настроить свое продвижение на платформах поисковика — в «Картах», «Навигаторе», «Дзене», рекламной сети «Яндекса» и на поиске. При этом никаких затрат на профессиональный софт и зарплату специалистам-маркетологам не требуется: выделяй бюджет и «спи-отдыхай», все будет крутиться само.
«Яндекс-Бизнес» работает и как CRM (Customer Relationship Management) — простенькая, зато бесплатная система управления взаимоотношениями с клиентами, и как интернет-маркетолог, автоматически настраивающий рекламную кампанию. Здесь есть доступ к аналитике, поэтому платформа может использоваться в качестве основного или дополнительного маркетингового инструмента.
Есть мнение, что платформа замышлялась как «убийца» агентств по контекстной рекламе. По факту, сервис, хоть и активно развивается, но полноценно заменить живого контекстолога не может. Хотя эта платформа справляется с задачами малого и среднего бизнеса, у которого нет ресурсов на штат маркетологов, покупку дорогих CRM и больших бюджетов на продвижение.
Какие задачи решает «Яндекс.Бизнес»?
Профиль в «Яндекс-Бизнесе» помогает решать маркетинговые задачи небольших предприятий в разных нишах. Для интернет-магазинов, заведений общепита и фирм по оказанию услуг здесь предусмотрены готовые планы развития с набором необходимых инструментов на базе сервисов поисковика.
Например, стандартные задачи онлайн-магазина:
- Демонстрация товаров.
Здесь «Яндекс-Бизнес» предлагает настроить такие инструменты, как:
- информативный сниппет, где рядом со стандартной ссылкой на магазин отображаются рейтинг, фотография и цена продукта;
- турбо-страницы, которые формируются на базе содержимого сайта и существенно ускоряют загрузку даже при медленном интернете;
- размещение товаров на «Яндекс.Маркете».
- Привлечение покупателей.
Инструменты для решения задачи:
- запустить рекламу через «Директ» (первую кампанию специалисты «Яндекса» настроят бесплатно);
- оформить рекламную подписку от «Яндекс-Бизнеса» непосредственно на платформе;
- запустить продвижение на «Дзене».
- Аналитика.
Инструменты для решения задачи:
- доступ к статистике в «Яндекс.Метрике»;
- аналитика «Яндекс.Маркета»;
- собственная статистика на платформе «Яндекс-Бизнеса».
- Оптимизация торговли и доставки.
Инструменты для решения задачи:
- автоматизация логистики с помощью сервиса «Яндекс.Маршрутизация»;
- сервисы «Яндекс.Доставки».
Основные возможности
CRM для сферы услуг
Регистрация в «Яндекс-Бизнесе» открывает собственнику доступ к бесплатной CRM. Это упрощенная версия системы взаимодействия с клиентами, которая умеет собирать и хранить заявки пользователей, вести статистику посещений, сегментировать аудиторию.
Функции CRM от «Яндекс-Бизнеса».
- Онлайн-бронирование и календарь записей.
До 1 сентября 2021 года онлайн-запись клиентов можно было вести прямо на платформе без сторонних ресурсов. Вся информация автоматически заносилась в журнал бронирования. Но лавочку прикрыли. Теперь в карточках организаций можно поставить ссылку на бронирование или запись к специалисту, только если у компании есть договор с сервисом-партнером, предоставляющим подобную услугу.
Выбор партнеров зависит от ниши бизнеса. Для индустрии красоты, например, официальный партнер «Яндекса» сервис YCLIENTS.
Подробно о подключении услуги бронирования читайте в официальной инструкции: «Онлайн-запись и бронирование в карточке организации - Бизнес.Справка».
- Сбор данных о клиентах.
Данные о пользователях, взаимодействовавших с карточкой-визиткой организации, собираются в личном кабинете «Яндекс-Бизнеса» в разделе «Клиенты». Сюда попадает информация о тех, кто переходил с карточки на сайт, строил маршрут в «Картах», оставлял отзывы, оформлял заявку, бронировал время. Если пользователь авторизован на «Яндексе», то в базу автоматом подтягиваются имя, номер телефона, email. В базу также можно вручную заносить информацию о клиентах, например, тех, кто звонил.
По умной клиентской базе можно отслеживать историю взаимодействия с пользователями:
- сколько оформлено заявок;
- сколько оставлено отзывов;
- успешные и сорвавшиеся визиты;
- средний чек;
- LTV клиентов (какую прибыль они принесли компании).
Клиентская база автоматически сегментируется: в зависимости от активности пользователи попадают в группы активных, лояльных, перспективных или потерянных клиентов. Сегментация позволяет работать с каждой группой пользователей отдельно и планировать целевые маркетинговые кампании: к примеру, дарить бонусы постоянным клиентам или напоминать о себе «потерянным».
Рекламная подписка
Настройка рекламы в «Яндекс-Бизнесе» осуществляется в формате подписки. Это формат, который автоматически настраивает кампанию, с минимальным вовлечением владельца бизнеса.
В рекламную подписку включено:
- формирование объявлений и их публикация на подходящих площадках: «Дзене», 40 тысячах сайтов-партнеров РСЯ, «Услугах», в поисковике и др. До 4 марта 2022 года рекламные объявления также размещались на сервисах Google, но сейчас эта опция не работает;
- продвижение наиболее эффективных объявлений;
- приоритет показов визитки организации в «Картах» и «Навигаторе»;
- статистика по переходам с рекламных объявлений и взаимодействию пользователей с карточкой фирмы.
Схема работы в формате подписки:
Регистрация
Для регистрации компании нужно под своим аккаунтом зайти в раздел «Организации» на сервисе «Яндекс-Бизнес», нажать на кнопку «+ Добавить организацию» и заполнить форму. Здесь указываются:
- название фирмы;
- род деятельности;
- физический адрес, если фирма работает оффлайн;
- регионы филиалов;
- телефон, сайт или аккаунт в соцсети.
По указанному номеру приходит код подтверждения, который нужно ввести в специальное поле для завершения регистрации.
После модерации сервис предоставляет вход в личный кабинет «Яндекс-Бизнеса», где будут доступны остальные настройки. Вся необходимая информация для рекламы подтягивается из карточки компании и с указанного сайта.
Интернет-магазины через подписку могут рекламировать отдельные товары со своего сайта. Нужно добавить ссылку на магазин в профиле, а сервис сам подтянет информацию и составит объявления с описанием товара, фотографиями и ценами. Список рекламируемых товаров доступен в личном кабинете, и его можно редактировать: добавлять или исключать позиции. С любого объявления пользователь будет попадать на соответствующую страницу товара на сайте магазина, где сможет сразу оформить покупку.
Подключение подписки
Сервис автоматически создает варианты объявлений и тестирует их на дружественных площадках. Цель рекламной подписки — привлечь максимум клиентов в рамках заданного бюджета. Чтобы эффективно решить задачу, платформа крутит объявления на целевую аудиторию: пользователям, которые искали похожие организации или товары, находятся неподалеку либо похожи по поведенческим факторам на активных клиентов компании.
Что здесь можно рекламировать:
- Предприятие с физическим адресом. Бонусом идет особая зеленая метка на «Яндекс.Картах» — так адрес выделяется на фоне остальных.
- Сайт или аккаунт в соцсетях, если компания работает онлайн.
- Готовый сайт, автоматически сформированный на базе информации в профиле организации. Конечно, это не полноценный сайт, а, скорее, расширенная карточка, но такой посадочной страницы будет достаточно на старте продвижения бизнеса. Она корректно отображается на разных устройствах и предлагает минимум полезных функций.
Подписка оформляется на 90, 180 или 360 дней. Бюджет тоже можно выбрать: минимальный, оптимальный, максимальный или собственный. Цена рекламы в «Яндекс-Бизнесе» рассчитывается индивидуально. Все зависит от ниши, востребованности услуги у пользователей, конкурентности, даже геолокации.
Стоимость подписки в «Яндекс-Бизнесе» стартует от 3000 руб., чем выше ставка, тем чаще вашу рекламу будут показывать пользователям.
Приоритетное размещение
Для тех, кому не нужен весь функционал подписки, предусмотрен формат приоритетного размещения страницы компании только в сервисах «Карты» и «Навигатор». Что это дает:
- приоритет в ранжировании в поиске мест и адресов;
- показ карточки в рекомендациях тем, кто ищет похожие организации;
- особая метка или свой логотип вместо метки на карте;
- расширенная визитка с подробной информацией, витриной, кнопкой действия;
- статистика взаимодействия пользователей с карточкой компании (отслеживаются просмотры, звонки, маршруты, клики по кнопке действия).
Анализ эффективности рекламы
Статистика доступна в личном кабинете в виде понятных графиков, здесь нет никаких сложных отчетов — все наглядно и просто:
- количество показов объявлений;
- переходы с рекламы;
- поведенческие факторы на карточке компании: клики, построение маршрута, переходы на сайт или в соцсети;
- взаимодействие с объявлениями: просмотры и переходы.
Конечно, такой статистики недостаточно для полноценной аналитики. Здесь нет данных по кликабельности конкретных объявлений, нет анализа наиболее эффективных площадок для размещения рекламы, нет информации о запросах, по которым вас находили пользователи.
Кому подойдет «Яндекс-Бизнес»?
Платформа запущена в конце 2020 года, и пока это все же сырой, еще только развивающийся и постоянно дорабатывающийся продукт. Это не полноценная CRM и не профессиональный рекламный кабинет, поэтому крупным предприятиям и серьезной e-commerce не стоит рассматривать «Яндекс-Бизнес» как основной маркетинговый инструмент продвижения.
В первую очередь, сервис рассчитан на частных предпринимателей и малый бизнес в сфере услуг: салоны красоты, массажные кабинеты, автосервисы, кафе, мини-гостиницы, мастерские, цветочные и одежные магазины, ателье и другие подобные оффлайн-предприятия, которые ищут на картах и до которых можно проложить маршрут.
Инструмент подойдет владельцам, которые сами не хотят вникать в интернет-маркетинг и не имеют возможности нанять отдельного специалиста по рекламе, или таргетологам для работы с микробизнесом. Алгоритмы сами настраивают рекламу и контролируют ставки, соответственно, это экономит время на ведение проекта. Но стоит иметь в виду, продвижение в крупных мегаполисах по минимальному тарифу не даст результата: вся сумма размажется по огромной аудитории, а результат останется нулевым.
Плюсы и минусы «Яндекс-Бизнеса»
Отзывы о работе сервиса неоднозначны: одним нравится простота настроек, другие жалуются на неэффективность рекламных кампаний от алгоритмов «Яндекс-Бизнеса» и запредельную стоимость реального лида. Здесь все зависит от уровня притязаний пользователя и бизнес-ниши. Чем популярнее ниша и выше спрос на услугу, тем качественнее выхлоп от рекламной подписки. В любом случае, мы рекомендуем сначала протестировать инструмент на минимальном бюджете и только потом делать выводы.
Плюсы
- Простота настроек.
Создать рекламу в «Яндекс-Бизнесе» способен любой человек, обладающий начальными навыками пользования компьютером. Все сложные настройки рекламной кампании происходят автоматически. Алгоритмы сами выбирают наиболее эффективные площадки для размещения рекламы и контролируют ставки, поэтому от предпринимателя требуется только полноценно заполнить карточку организации, загрузить качественные фотографии и составить содержательные тексты-описания.
- Редактирование объявлений.
Можно редактировать готовые объявления, менять заголовки, тексты, изображения или добавлять товары самостоятельно. Совет: добавляйте по максимуму объявления, картинки, акции, – так вы увеличиваете шансы зацепить больше клиентов.
- Цена за лид на тарифе приоритетного размещения.
Сколько будет стоить лид в рекламной подписке «Яндекс-Бизнеса», зависит от множества исходных данных, но цена часто оказывается несопоставимой с классическим контекстом: реальные лиды, приведенные «Яндексом», получаются существенно дороже. Но зато формат приоритетного размещения стабильно дает хорошие результаты с низкой ценой за лид.
Минусы
- Нет механизмов управления.
«Яндекс-Бизнес» не дает возможности полноценно управлять рекламными кампаниями. Это упрощенный инструмент, тонкие настройки здесь недоступны. С одной стороны, вы не заморачиваетесь с погружением в хитросплетения интернет-маркетинга, а с другой — не можете контролировать свою рекламу.
- Нет полноценной аналитики.
Несмотря на наличие статистики, здесь сложно отслеживать эффективность рекламы. Это большой минус, т.к. полноценная аналитика — залог продуктивного маркетинга.
- Сырой продукт.
«Яндекс-Бизнес» регулярно трансформируется: удаляется один функционал, добавляется другой. По сути, этот сервис находится в стадии тестирования, поэтому и воспринимать его нужно как инструмент для экспериментов. Чаще всего пользователи жалуются на нецелевой трафик и дорогие лиды.
Начинайте с минимального бюджета, тестируйте, смотрите на отдачу и принимайте решение о целесообразности использования этого инструмента в своем продвижении.
Выводы
Сервис «Яндекс-Бизнес» позиционировался разработчиками как этакий упрощенный «Директ» — рекламный кабинет, который не требует от предпринимателя больших усилий и специальных знаний. В целом, так и есть, но воспринимать платформу как полноценную замену классической связки — «Директ» + живой специалист — нельзя.
Наиболее эффективно автоматизированные рекламные кампании от «Яндекса» работают в малом оффлайн-бизнесе с высоким спросом на услуги. Для крупных предприятий или сетей этот инструмент не годится: слишком упрощен функционал, нет полноценной аналитики и невозможно влиять на ход кампании. Это тот случай, когда очевидный для микробизнеса плюс — простота настроек, минималистичный и понятный функционал, элементарный интерфейс — для более монументальных компаний становится существенным минусом.
Иными словами, для частной пилорамы на окраине города «Яндекс.Бизнес» отработает на ура, а для сети строительных супермаркетов будет бесполезен.
Комментарии