Переводить английские слова, наверное, уже не надо. Каждому из названия ясно, что маркетолог – это специалист, связанный с продажами и рынком. А вот как, что их связывает, почему эта профессия стала востребованной, популярной и хорошо оплачиваемой, что делает маркетолог в компании – вопросы интересные.
Что такое маркетинг, когда и где он появился
Чтобы товар успешно продавался на рынке, принес максимальную прибыль создателю и пользовался постоянным спросом, необходимо проделать огромную работу, которая называется маркетингом.
Возникло это направление экономической деятельности в США. В 1902 году сразу в нескольких университетах была введена дисциплина, рассказывающая студентам об особенностях товарооборота. В 1905 году Арч Шоу разработал первую теорию маркетинга.
В 1934 году начинает выходить журнал, посвященный вопросам маркетинга, «American Marketing Journal». Однако настоящая эра маркетинга началась в послевоенные годы. Именно тогда производители и торговцы стали ориентироваться на покупателя, так как предложение превышало спрос, и за место на рынке пришлось бороться. Вопрос: «Зачем нужен маркетолог?» отпал сам по себе. Часто самыми мудрыми и талантливыми маркетологами оказывались основатели известных брендов.
С того далекого времени ситуация постоянно развивается. Маркетинг стал отдельной наукой, которая позволяет создавать не только продукт, а настоящую философию бренда. Для многих людей покупка джинсов Levi’s, мотоциклов Harley-Davidson или техники Apple стала жизненным кредо. Люди, всей душой преданные одному бренду, получили название бренд-евангелисты. Они проповедуют свой стиль с не меньшим фанатизмом, чем евангелисты – библию. Это – результат работы гениальных маркетологов.
Маркетинг по-русски
В русском языке аналога слову «маркетинг» нет. Искусство продажи и продвижения товара на протяжении 70 лет в стране было позабыто. В то время, как в Соединенных Штатах Америки начали осваивать новое направление экономики, в России думали о другом. Когда в 90-е годы стали развивать рыночные отношения, пришлось заимствовать у западных стран не только науку, но и слова.
Хотя с момента появления маркетинга в России прошло совсем немного времени, российские маркетологи стремительно догоняют западных коллег. Правда, не всегда российский покупатель знает, что раскрученный бренд принадлежит отечественным компаниям. Gloria Jeans, Oggi, TJ Collection, Faberlic, Greenfield – бренды российских производителей. Если говорить об успешной маркетинговой стратегии, позволившей российской продукции попасть на западный рынок, стоит вспомнить бренд Natura Siberica, магазины которого открыты в Испании, Дании и Гонконге.
Кто такой маркетолог, что он делает в компании
Маркетолог – это, простыми словами, специалист, который каждый продукт, созданный компанией, выводит на рынок, представляет потребителям, обеспечивает на него спрос и его продвижение. В работе он опирается на четыре столпа маркетинга:
- Продукт. Товар или услугу, которую предлагает компания.
- Цену. Выбирает нужный момент для проведения акций, скидок, подорожаний.
- Место. Подбирает локацию, где магазин или офис принесут максимальную прибыль.
- Продвижение. Разрабатывает стратегии увеличения рынка сбыта и стимулирования спроса.
Для профессии маркетолога описание обязанностей огромно. Конечно, если речь идет о среднем и крупном бизнесе, один человек справиться со всем объемом работы не в состоянии. В компаниях создают маркетинговый отдел, каждый специалист которого занимается узкой специализацией и решает конкретные задачи.
Специализации маркетологов и их особенности
Не всегда руководство компании готово создать и содержать целый маркетинговый отдел с узкими специалистами. Может требоваться один сотрудник, который обладает нужным набором знаний. Чем управляет маркетолог: брендом, продуктом, продажами, зависит от конкретной специализации.
Бренд-маркетолог
Бренд-маркетолог занимается развитием бренда или торговой марки. Трудно представить, но когда-то Coca-Cola, Chanel, Mercedes-Benz, были никому не известными названиями. Это маркетологи сделали их по-настоящему великими. Они продумали и создали имидж, ставший известным миру.
Бренд-маркетолог занимается продвижением компании, линейки или отдельного продукта. Иногда сам продукт становится настолько известным и успешным, что на название производителя потребители не обращают внимание. Для многих является откровением, что шоколадки Mars и корм для собак Pedigree – бренды, выпускаемые одной компанией.
Трейд-маркетолог
Ближе всех непосредственно к продажам, рынку. Он разрабатывает стратегию продаж на местах. В его компетенции промоакции и конкурсы, стимулирующие продажи. Он руководит мерчендайзерами, продавцами, аналитиками, бренд-менеджерами.
Продукт-маркетологи
Продумывают новые товары, которые будут занимать места в еще не охваченных компанией рынках или нишах. Именно они придумали Биг Мак и Хэппи Мил. В задачи продукт-маркетолога входит анализ целевой аудитории, выявление дефицита на рынке, разработка товара или услуги, которые идеально закроют потребности покупателей.
Интернет-маркетологи
С развитием интернет-технологий все больше продаж уходит в виртуальное пространство. Уже никого не удивишь тем, что любой товар легко заказать с другого конца света. Появление интернет-торговли породило множество новых специализаций. Чем занимается маркетолог в современных компаниях, и как называются отдельные профессии:
- SMM-менеджер продвигает бренд или компанию в социальных сетях.
- Таргетолог – специалист по организации рекламных кампаний в соцсетях.
- Специалист по контекстной рекламе настраивает объявления в ответ на запросы пользователей в поисковиках, а также задает место и время для показа роликов или баннеров на популярных порталах (партнерах поисковых систем).
- SEO-специалист продвигает сайты. Его задача – вывести сайт на верхние позиции, показываемые в поисковых системах по запросам пользователей.
- E-mail маркетолог разрабатывает тактику и стратегию почтовых рассылок.
В малом и среднем бизнесе приходится осваивать смежные специализации и отвечать за продвижение товара в магазинах, социальных сетях, интернете. Что должен знать маркетолог и уметь, часто зависит от запроса работодателя. Приходится доучиваться на месте, овладевая дополнительными знаниями, необходимыми для выполнения поставленных задач.
Плюсы и минусы работы маркетологом
Как и каждая профессия, деятельность маркетологов обладает своими положительными и отрицательными сторонами.
Плюсы:
- Высокая зарплата без «потолка».
- Востребованность, расширение деятельности с появлением интернета.
- Рост в профессиональном и карьерном плане.
- Удаленная или с гибким графиком работа.
Минусы:
- Не всегда результат виден сразу. Маркетолог в компании подчас вынужден убеждать руководство в необходимости своей работы. Сталкивается он и с негативным отношением.
- Добиться результата непросто. Придется учиться мириться с неудачами и делать выводы из ошибок.
С каждым годом в профессии маркетолога плюсы и минусы несколько меняются. Все больше руководителей компаний признают необходимость создания маркетинговых отделов или привлечения сторонних специалистов. Минусов становится меньше.
Качества, которыми должен обладать маркетолог
Особенности профессии диктуют требования к характеру, темпераменту, качествам человека. Некоторые являются врожденными, другие нужно вырабатывать, чтобы соответствовать жесткому естественному отбору на рынке труда:
- Организованность. Что делает маркетолог в компании, не все понимают и не часто контролируют. Нужно уметь заставить себя работать, стать своим главным, требовательным начальником.
- Аналитический склад ума. Большая часть работы маркетолога – это анализ.
- Системное мышление. Нужно уметь не только получать, но и систематизировать информацию.
- Многозадачность. Придется постоянно делать несколько дел сразу. Талантливый менеджер-маркетолог решает одновременно множество задач.
- Умение планировать и действовать по этому плану. Составить план работ для себя или отдела, план продвижения для продукта, а потом следить, чтобы все шло как задумано – настоящее искусство.
- Креативность. Придумать то, чего еще нет, увидеть необычное в привычном – непростая задача.
- Эмоциональный интеллект. Нужно уметь чувствовать других людей и управлять их поступками, эмоциями.
- Гибкость. Поиск компромиссов – особое искусство.
- Обучаемость. Рынок меняется все быстрее. Нужно уметь не успевать за ним, а работать на опережение.
- Коммуникабельность. Нужно находить общий язык с руководством, продавцами, покупателями.
- Умение выступать на публике. Придется убеждать в своей правоте руководство компании, объяснять принципы работы в торговых точках сотрудникам, работать на выставках, конференциях.
Компании и организации, в которых могут работать маркетологи
Деятельность маркетологов актуальна в любой компании и в каждой сфере бизнеса, однако не все собственники это готовы признать. Легче найти работу в крупной компании, где есть отдел маркетинга. Также существуют маркетинговые компании или агентства, продвигающие продукты клиентов, там востребованы все виды маркетологов. Маркетологи требуются в рекламных агентствах.
Карьера маркетолога
Начинающий маркетолог, выпускник вуза или колледжа без опыта работы, имеет шанс устроиться на работу ассистентом или младшим специалистом. Иногда приходится начинать с менеджера по продажам, чтобы глубоко погрузиться в работу и продукцию компании.
Получив опыт, примерно через год, можно стать рядовым специалистом по маркетингу, маркетологом-аналитиком. Выполнив несколько успешных проектов, поднимаются до уровня руководителя проектов, потом – отдела маркетинга. Со временем есть шанс дорасти до директора по маркетинговым коммуникациям.
В зависимости от того, какие услуги оказывает маркетолог, у него могут быть отличные перспективы самостоятельной работы. Он может стать независимым консультантом или приглашенным специалистом, решающим задачи повышенной сложности.
Зарплата маркетолога
Верхней планки у зарплаты маркетолога не существует. По данным сайта Trud.com средняя зарплата в России на начало 2021 года составляла 43273 рубля. В Москве и Московской области средняя зарплата была 55245 рублей, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 52500 рублей. Наиболее востребованными специалистами оказались младшие продакт-менеджеры.
Как развиваться, чтобы работать в маркетинге
Если после изучения вопросов о том, кто такой маркетолог, плюсов и минусов профессии, захотелось попробовать себя в этом деле, начать стоит с развития личных качеств, о которых говорилось выше. Поможет чтение книг по саморазвитию, психологии, менеджменту и, конечно, маркетингу. Причем это не обязательно должны быть учебники. Статьи, биографии, воспоминания талантливых маркетологов, создателей собственных брендов – отличные пособия для будущих специалистов.
Стоит ли учиться на маркетолога, и какие предметы предстоит сдавать при поступлении
Учиться на маркетолога, безусловно, стоит. Можно наработать опыт, научиться решать маркетинговые задачи методом проб и ошибок, но специальное образование позволит сделать это эффективней.
Чем престижнее вуз, тем востребованнее выпускник. Студентов экономического факультета МГУ, Высшей Школы Экономики или Высшей Школы Менеджмента СПбГУ компании «разбирают» еще во время учебы. У них нет проблем с трудоустройством даже без опыта работы.
Это не значит, что выпускнику колледжа из небольшого города России о карьере и хорошей зарплате не нужно даже мечтать. Маркетолог – одна из профессий, дающих возможность проявить себя каждому. Талантливый амбициозный молодой специалист сможет пробиться к любым вершинам, если будет заниматься дополнительным и самостоятельным образованием, проявит настойчивость и целеустремленность. О маркетинге написано достаточно книг, кроме того, примеры талантливых маркетологов, их стратегии, у всех на виду.
Чтобы учиться на маркетолога, в школе нужно подготовиться к выпускным экзаменам по русскому и английскому языкам, профильной математике и обществознанию. Какие предметы надо сдавать на маркетолога, зависит от конкретного учебного заведения, но какие-то из этих четырех понадобятся. В топовые вузы, особенно если преподавание идет полностью или частично на английском языке, часто принимают по результатам четырех экзаменов.
Список вузов со специализацией
- Высшая школа экономики
- МГИМО
- МГУ им. Ломоносова
- Международный институт экономики и права (МИЭП)
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Чтобы стать маркетологом, в большинстве учебных заведений поступать нужно будет на экономический факультет. Также может оказаться полезным факультет социологии. Чтобы поступить на обучение специальности маркетолог, какие предметы нужно сдавать, нужно уточнять в выбранном учебном заведении.
Грамотные продажи обеспечивают развитие любой области, поэтому специальность маркетолог для своей отрасли предусмотрена в подавляющем большинстве колледжей и вузов.
Список тренингов и курсов повышения квалификации
Еще один безусловный плюс профессии маркетолога в том, что стать им можно на основании полученной специальности и опыта в любой области. Инженер, бухгалтер, юрист, врач, найдут призвание в продвижении продуктов в известной им сфере. Если оказалось, что выбранная в школе специальность не соответствует призванию, то получение профессии маркетолога – возможность с пользой применить первое образование.
Пройденные курсы повышения квалификации, тренинги, в том числе дистанционные, могут дать толчок к развитию успешной карьеры. Более того, некоторые новейшие специализации маркетолога, образование, полученное в классическом учебном заведении, не дает. Овладеть ими можно только на курсах, тренингах или самостоятельно.
Перспективы профессии
Маркетинг и маркетолог в ближайшем будущем не исчезнут. Напротив, впереди новые витки развития, перспективы и возможности. Развитие маркетинга идет параллельно с развитием информационных технологий, новых форматов продаж, тенденций рынков. Когда область деятельности многих специалистов сужается, у маркетологов она становится шире, разделяясь на новые специализации.
Цитаты известных маркетологов
- Я никогда не занимался маркетингом. Я просто любил своих клиентов. (Зино Давидофф)
- У бизнеса всего две функции – маркетинг и инновации. (Милан Кундера)
- Маркетинг — это соль бизнеса. Его задача улучшить вкус и вызвать жажду потребления. (Александр Панкрухин)
Комментарии