Если проанализируете предложения таких крупных образовательных проектов, как Skillbox и Netology, в сфере маркетинга и IT, обнаружите, что направление «SEO-специалист» является одним из самых дешевых. Всё из-за мнения, будто «SEO мертво», которое бытует в народе уже 15 (!) лет. SEO можно сравнить с известным героем мультфильма South Park — ежегодно аналитики находят новые поводы писать направлению SEO эпитафию, однако воз и ныне там. Точнее, не воз, а SEO-специалист за компьютером.
Нужно смотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Раз сейчас можно обучиться SEO за бесценок, это однозначно стоит сделать. Статья расскажет, какие обязанности возлагаются на SEO-оптимизатора. Увидев, насколько велик перечень, вы поймёте, почему SEO-шников не спешат сокращать.
SEO-специалист: кто это и чем занимается?
Объясним, чем занимается SEO-специалист, с самых азов. Когда человек вводит запрос в поисковую строку «Яндекс», Google или другой системы, он видит, что результаты поиска (сайты) выстраиваются по рангу — с первой строки по десятую на первой странице, так же — на второй и последующих. Это происходит не случайным образом. Чем лучше подходящая страница сайта и сайт в целом, тем выше строчку в выдаче занимает. Награда за высокую строчку — большой трафик. Вы можете по себе заметить, что при поиске информации кликаете на ссылки в выдаче, находящиеся выше.
Страница на первой строчке в выдаче забирает примерно 49% трафика по запросу, страница на второй строчке — около 20%. Тем, кто занимает строчки с 4-ой по 10-ую, достаются «крохи». Сайтам из второй десятки не остаётся почти ничего — кроме случайных, «залётных» посетителей.
Вывод: продвинув сайт в первую десятку, получите бесплатный — в отличие от случая с контекстом — трафик. А если удастся протолкнуть ресурс в «тройку» по «вкусному» коммерческому запросу, отбоя от потенциальных клиентов не будет.
Но что значит «продвинуть»? Как это сделать? Это знает SEO-специалист, который отвечает за то, чтобы сайт не прозябал в «чистилище» второй десятки. Каковы же обязанности SEO-специалиста и что конкретно он делает?
- Составляет стратегию продвижения. Речь идёт именно о стратегии — то есть о долгосрочном плане, поскольку краткосрочных результатов от SEO нет. Как правило, стратегия рассчитана на период 6-9 месяцев.
- Проводит аудит — проверяет, чтобы сайт отвечал требованиям поисковых систем с технической точки зрения.
- Анализирует сайты конкурентов — ищет, какие «фишки» можно перенять.
- Даёт в работу технические задания программистам, верстальщикам, копирайтерам.
- Собирает семантические ядра — перечни запросов, под которые оптимизируются страницы ресурса.
- Подводит промежуточные итоги — например, проверяет позиции сайта по ключевым словам в динамике.
- Доводит до ума юзабилити — делает сайт максимально удобным для пользователей.
Ну и конечно, в обязанности SEO-специалиста входят регулярные отчёты перед заказчиком по поводу проведённых работ.
Требуемые навыки
Сеошник должен обладать такими личностными качествами:
- Усидчивость. Навык, который обычно вписывают в резюме те, кому нечего вписать, здесь действительно важен. Специалист по SEO-продвижению — одна из самых «сидячих» профессий.
- Концентрация. Придётся работать с огромными массивами данных — что сложно, когда «ветер в голове».
- Организованность. SEO-шнику приходится взаимодействовать с большим количеством специалистов. Он должен уметь планировать время, чтобы эффективно организовать их работу.
Касаемо необходимых профессиональных навыков, они таковы:
- Понимание принципов ранжирования.
- Умение пользоваться инструментами «Яндекс» и Google для вебмастеров и SEO-оптимизаторов. Речь идёт о «Метрике», Google Analytics, Search Console, «Яндекс.Вебмастер».
- Навыки применения других инструментов SEO-специалиста — Screaming Frog, Xenu, Key Collector.
- Умение пользоваться программами из пакета Microsoft Office — прежде всего Excel.
- Отличное знание русского языка. Поскольку большинство компаний не держит в штате редакторов, вычитывать сочинения копирайтеров SEO-специалисту придётся самостоятельно.
- Знание принципов работы основных CMS.
Если специалист знаком с HTML и CSS, это плюс. Однако досконально знать эти языки не обязательно.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии SEO-оптимизатора сайта таковы:
- Востребованность. В Москве только на HH.ru открыто 158 вакансий SEO-специалистов — неплохо для «мёртвой профессии».
- Высокая зарплата — тем, кто действительно разбирается. Раньше ЗП была ещё выше, но в последние годы рынок труда наводнили дилетанты, готовые работать за бесценок.
- Не нужно высшее образование. В ВУЗах не учат SEO-специалистов — получить эту профессию можно, окончив курсы таких школ, как Geekbrains и Skillbox. Однако если на «вышке» человек изучал информационные технологии, это хороший задел.
- Возможность регулярного развития в рабочее время. Поскольку обязательным навыком SEO-шника является понимание принципов ранжирования, которые постоянно меняются, специалист может тратить солидный ломоть рабочего дня на чтение тематических статей.
- Можно работать удалённо.
Теперь поговорим о минусах:
- Стресс. Представьте, вы построили дом, а назавтра приезжает человек из администрации и говорит, что требования к возведению фундамента изменились — придётся перезаливать и строить заново. Стресс? Ещё какой. Руки могут опуститься. В SEO подобное случается постоянно. Вы приводите сайт к желаемому состоянию, потом у поисковиков происходит обновление алгоритмов, и всё — меняй фундамент.
- Рутина. Творчества в SEO, увы, мало. Приходится ежедневно выполнять одинаковые операции. Если вы человек с творческим складом ума, для вас это может стать пыткой.
- Большая ответственность. Сейчас компании получают заказы в основном с SEO-трафика. Если допустите ошибку, которая приведёт к просадке позиций и, как следствие, к падению трафика, можете оставить компанию без дохода.
- Высокая конкуренция. В Москве на позиции с шестизначными зарплатами претендуют по дюжине SEO-шников. Получить такую должность без солидного бэкграунда и портфолио проблематично, поэтому наверняка придётся подниматься «с низов». Зарплаты специалистов уровня Junior гораздо скромнее — в Москве 45-50 тыс. рублей.
Форматы работы SEO-специалиста
Окончив курсы обучения SEO, вы окажетесь перед выбором: что делать — устроиться в офис на полный день или заниматься фрилансом дома. Одно из преимуществ профессии — можно работать на себя.
Однако начать карьеру SEO-шника стоит с работы в офисе. Вы просто не сможете найти заказчиков, если нет ни портфолио, ни опыта — только сертификат об окончании обучения. Сертификат — признак надлежащего усвоения теоретического материала. С сертификатом, как с дипломом о «вышке» — де-юре ты профессионал, но когда тебя сажают в офисное кресло и нагружают задачами, ты не знаешь, как подступиться. Позиция Junior SEO — must-have для вчерашнего студента. Спрос невелик, зато можно повариться в digital-каше, получить первый опыт (если повезёт — то и портфолио), подоставать Senior SEO вопросами по теме. В сфере SEO карьерный рост быстрый — уже через полгода или год удастся перебраться на Middle-уровень.
Или уйти в свободное плаванье. У фриланса масса выгод:
- Ты работаешь, сколько хочешь и когда хочешь. Сможешь наконец отоспаться.
- Доход зависит от тебя. Между тобой и клиентом нет посредника, забирающего львиную долю оплаты.
- Ты не привязан к месту. Можешь в любой момент сорваться в другой город. Главное — не забудь ноутбук.
- Можно удовлетворить своё тщеславие и превратить собственное имя в бренд — если вложиться в раскрутку личного сайта, ютуб-канала, профиля в Инстаграме. Работая в агентстве, ты останешься в тени фирменного бренда.
Особенности работы в SEO
Работа в SEO довольно парадоксальна. С одной стороны, ты должен обладать способностью концентрироваться и уходить в себя, с другой, интровертам приходится туго. Нужно постоянно общаться с заказчиком и уметь «продавать» текущий результат, который с точки зрения самого заказчика — всегда недостаточный. Необходимо применять фантазию, чтобы объяснить клиенту суть работ на простых примерах, не обращаясь к профессиональной терминологии.
Заказчики SEO-услуг всегда настроены по отношению к подрядчику предельно скептически. Понятно почему — наверняка уже «обжигались». Между клиентом и SEO-специалистом заключается договор, но защищает документ прежде всего исполнителя — бумага является гарантом, что его не лишат финансирования спустя 1-2 месяца. Сам исполнитель гарантий вывода сайта в топ дать не может, ведь SEO — не точная наука, где всё просчитывается наперёд.
SEO-шнику не стоит быть слишком самонадеянным и самоуверенным. Лучше избегать громких обещаний в духе «выведу в топ любой сайт». Опытный SEO-специалист — реалист, понимающий, что есть сайты, с которыми в принципе невозможно ничего поделать. Структура устарела, контент — наследие «олдскульного» SEO с лютым переспамом. Нужно начинать с нуля, но бюджета в «5 копеек», на котором настаивает заказчик, не хватит даже на десятую часть работы. Лучше отказаться, поскольку наиболее вероятная альтернатива — негативная карма, такой же отзыв и глаз, дёргающийся от стресса.
Признаки хорошего SEO-специалиста
Обычно хорошего SEO-шника от дилетанта отличают по ряду критериев:
- Есть личный блог. Неважно, сайт или канал на YouTube. Если оптимизатору есть чем похвастать, он это сделает. Дилетант не станет рекламировать себя, поскольку боится «спалиться» — сморозить ерунду, из которой станет понятно, какой он «профи».
- Нет признаков отчаяния. Хороший SEO-шник не станет с охотой соглашаться на работу ещё до того, как заказчик огласит условия. У хорошего SEO-шника заказов «выше крыши», поэтому его ещё убеждать придётся.
- Не даёт голословных обещаний. «3 месяца, и сайт в Топе по ВЧ-запросам!» — этого заказчик от хорошего SEO-специалиста не услышит. Оптимизатор понимает, что поисковая система — женского пола и настроение у неё меняется регулярно.
- Есть портфолио. Всегда. Хороший SEO-оптимизатор щепетильно относится к портфолио, поскольку понимает, что это залог его востребованности.
К сожалению, шансы заказчика передать проект дилетантам всё равно довольно велики — как ни проверяй. Дилетант может запросто «примазаться» к чужому успеху — внести в портфолио проекты, над которыми работал всего ничего. По сути единственным эффективным инструментом поиска толкового SEO-подрядчика является «сарафанное радио».
Советы начинающим SEO-специалистам
Никто не хочет отдавать проект в работу новичку. Но как быть начинающему SEO-специалисту? Главное — не отчаиваться, пробиться можно. Вот ряд рекомендаций, следуя которым новичок рано или поздно обретёт авторитет в отрасли:
- Создать собственный сайт. Это отличная экспериментальная площадка! Если у новичка нет возможности экспериментировать, не переживая за результат, большая часть его знаний останется теорией.
- Думать о людях, а не о поисковиках. Делать «SEO для людей» гораздо сложнее, чем работать по заветам «продвигаторов» из нулевых. Но в 2021 году старые методы уже неактуальны. SEO-шнику приходится обретать навыки маркетолога — составлять аватар клиента, определять ЦУ.
- Ставить контент в приоритет. Самое важное на сайте — именно контент: статьи, видео, изображения. И чем дальше, тем привередливее становятся поисковики к контенту. Заказать текст у копирайтера и просто опубликовать — такая метода уже в прошлом. Нужно найти способ подать информацию понятнее и интереснее, чем у конкурентов. Это тоже забота SEO-специалиста.
- Не искать «волшебную таблетку». SEO — сфера, где опыт имеет определяющее значение. Чем больше ты работаешь в SEO, тем лучше понимаешь поисковые машины. Ускорить этот процесс, увы, невозможно.
Краткое резюме
SEO-специалист отвечает за то, чтобы ресурс в выдаче занимал одну из лидирующих позиций. Услуги SEO-специалиста щедро оплачиваются компаниями, поскольку от трафика напрямую зависит доход предприятия. Однако мастерство сеошника приходит исключительно с опытом — поэтому начинающему оптимизатору лучше устроиться в «подмастерья» к авторитетному специалисту, а не пытаться сразу получить проект под полную ответственность.