Для многих владельцев собственного бизнеса поисковая оптимизация является ключевым каналом привлечения целевой аудитории на свои веб-ресурсы. Особенно это касается интернет-магазинов, сайтов компаний из сферы услуг, агрегаторов, каталогов, информационных порталов и т.д. Их продвижение требует серьезных трудозатрат, так как, помимо наполнения сайта, следует анализировать изменение выдачи поисковых систем, изучать конкурентов, настраивать и внедрять инструменты конверсии и аналитики и пр.
Поэтому довольно часто у владельцев сайтов и маркетологов возникает вопрос: какие показатели SEO нужно контролировать, чтобы вовремя среагировать на негативные изменения и исправить ситуацию. Этот вопрос актуален и для специалистов веб-студий, которые ведут много проектов одновременно. Также это важно для представителей компаний, которые делегировали работы по оптимизации сайта внештатным маркетологам или профессиональным агентствам.
Рассмотрим основные SEO-показатели. Для удобства разделим их на 5 групп:
- Поисковый трафик.
- Ключевые слова и позиции.
- Ссылки.
- Скорость загрузки.
- Эффективность.
Поисковый трафик
Один из показателей, который отражает уровень успешности и качества работ вашего сеошника. Если трафик из поиска растет, значит работы, проводимые на сайте, увеличивают его видимость в поисковых системах. Для измерения этого показателя используйте Яндекс.Метрику:
Доступна информация:
- По поисковым системам – отслеживайте динамику посещаемости по всем поисковикам.
- Устройства, на которых чаще всего просматривают сайт – посетителей больше с мобильных устройств или со стационарных компьютеров.
- Страницы, на которые переходят из поисковых систем – какие товары и услуги пользуются большим спросом.
- География посетителей – доля трафика в целевом регионе.
Поисковые запросы и позиции
Обращайте внимание на поисковые запросы, по которым переходят на сайт. Все в той же Яндекс.Метрике, смотрим:
- Запросы, по которым заходили за выбранный период.
- Количество переходов по каждому их них.
- Источник: поисковая система, сервис.
Не менее важно отслеживать динамику позиций по ключевым словам по которым продвигается сайт. Какая она – положительная или отрицательная. Для этого используйте онлайн сервис topvisor.ru.
Внутренние и внешние ссылки
Периодически, хотя бы раз в месяц проверяйте сайт на битые ссылки. Это ссылки на страницы, которых на больше нет. Например, менеджер отключил страницу с акцией, на которую ссылались некоторые карточки товаров, новость или статья блога. Битые ссылки поисковые системы не любят, так как это сигнализирует о низком качестве сайта. Также это снижает доверие посетителей, и увеличивает процент отказа, когда открыв несуществующую страницу, пользователь зачастую покидает сайт и открывает новый.
Битые ссылки находим при помощи сервиса Яндекс.Вебмастер:
Кроме того, есть ряд программ для сканирования сайта. Из бесплатных популярна XENU.
Внешние ссылки на сайт сигнализируют о том, что его популярность в интернете растет, раз на него начинают ссылаться другие веб-ресурсы. Это могут быть информационные порталы, адресные каталоги, форумы, отзовики. Отслеживайте новые ссылки на ваш веб-ресурс: кто на него сослался, по какому поводу. Для определения внешних ссылок также можно воспользоваться сервисом Яндекс.Вебмастер.
Сервис указывает ресурс, на котором найдена ссылка, дату ее обнаружения и анкор.
Скорость загрузки страниц
Важный показатель, как для поисковиков, которые отдают предпочтение быстрозагружаемым сайтам, так и для пользователей. Особенно тех, кто пользуется мобильными устройствами с низкой скоростью интернета. Периодически, хотя бы раз в месяц, проверяйте скорость загрузки страниц. Если их много, анализируйте страницы, с большим количеством переходов из поисковой выдачи. Если на сайте постоянно обновляется или добавляется информация, есть риск, что контент-менеджер прописал некорректную ссылку на скрипт, который и замедляет загрузку страницы, или разместил графику без предварительного сжатия, что также сказывается на скорости отображения документа в браузере.
Для контроля этого показателя используют Яндекс.Метрику:
В отчете содержится:
- Ссылка на страницу.
- Каждая стадия её отображения: от отрисовки до полной загрузки.
- Сегментация данных по типу трафика, устройства и браузера, в котором загружается сайт.
Дополнительно каждую страницу можно детально проверить с помощью сервиса https://gtmetrix.com/. Это профессиональный инструмент, который целесообразно использовать разработчикам. Сервис выдает отчет об ошибках, которые рекомендуется устранить, чтобы ускорить загрузку страницы.
Эффективность
Результат хорошего SEO – целевой трафик и обращения. Для контроля смотрим следующие показатели:
- Количество обращений со всего сайта и отдельно по всем каналам коммуникаций (формы обратной связи, виджеты, КВИЗы, калькуляторы, звонки, подписки на рассылку, вступления в группы, заказы онлайн).
- Конверсия сайта – общая и по каждому каналу коммуникаций.
- Показатель отказов – оптимальным считается уровень 15%. Если он начинает повышаться, стоит провести анализ страниц, по которым происходит рост отказов для устранения причин.
Эту информацию также получаем из сервиса Яндекс.Метрики:
Если подытожить вышесказанное, то для контроля работ по поисковой оптимизации необходим ежемесячный отчет по 5-ти группам показателей, динамика которых достаточно ёмко отражает результаты.
Поисковый трафик:
- Количество посетителей.
- Доля мобильного трафика.
- Популярные страницы.
- География посетителей.
Ключевые слова и позиции:
- Популярные поисковые запросы, по которым переходят на сайт.
- Источники переходов по запросам.
- Динамика позиций по продвигаемым ключевым словам.
Ссылки:
- Битые ссылки – найденные и исправленные.
- Внешние ссылки на сайт – количество, доля анкорных.
Скорость загрузки:
- Скорость загрузки популярных страниц входа на сайт.
Эффективность:
- Количество обращений.
- Конверсия сайта.
- Показатель отказов.