Скорость загрузки сайта — один из значимых факторов ранжирования. Она влияет на показатели пользовательских отказов, посещаемость, конверсию. У медленного ресурса практически нет шансов подняться в топ выдачи, даже если во всем остальном он будет на голову выше конкурентов. Полезный контент, удобное юзабилити, строгая логика, авторские фотографии — все это великолепие никто не увидит только потому, что страница слишком медленно загружалась.
В статье расскажем о роли быстродействия в продвижении, о том, как проверить скорость загрузки сайта и увеличить этот показатель.
Почему важна быстрая загрузка
Скорость — параметр, влияние которого на продвижение и конверсию можно измерить в конкретных цифрах. Многие крупные ресурсы занимались такими исследованиями. Немного статистики для наглядности:
- Всего 0,5 секунды задержки увеличивает пользовательские отказы почти на 5–9 % (данные Strangeloop, Yahoo!);
- Увеличение скорости на 0,1 секунды поднимает выручку на 1 % (по данным магазина Amazon);
- Увеличение скорости загрузки на 8,5 секунды поднимает конверсию на 40 % (магазин Manicurshop);
- Ускорение на 1 секунду прибавляет 6,7 % к конверсии (данные Glasses Direct);
- Вероятность повторного возвращения на медленный сайт у пользователей мобильных устройств снижается на 60 % (по версии Google).
Google в 2018 году официально объявил, что скорость теперь является фактором ранжирования в поисковой выдаче, а в 2020 году Chrome анонсировал, что будет помечать медленные ресурсы. Скорость загрузки сайта также влияет на позиции в Яндексе: приоритет из двух одинаково релевантных запросу страниц отдается более быстрой.
Средний показатель отказов при скорости более 7 секунд приближается к 75 %. Это огромная цифра, с которой нужно считаться. Благодаря аналитике крупных компаний, известно, какая скорость загрузки сайта считается нормальной — от 1 до 3 секунд, где 1 — идеально, а 3 — уже близко к критичному. Оптимальным считается показатель в 2 секунды.
Где проверить скорость загрузки сайта
Инструментов для анализа скорости загрузки сайта много, мы рассмотрим три из них, которыми пользуемся сами.
Google PageSpeed Insights
Бесплатный сервис Google, показывает статистику для десктопных и мобильных версий. Дает более-менее полную картину с наглядными графиками по разным скоростным характеристикам:
- FCP — время ответа от сервера;
- DCL — время появления контента перед глазами пользователя;
- Уровень оптимизации скорости сайта.
Все параметры отображаются в трех зонах:
- Красная (0–49 баллов) — медленно;
- Оранжевая (50–89 баллов) — так себе;
- Зеленая (90–100 баллов) — быстро.
PageSpeed также дает рекомендации по исправлению ситуации. К советам сервиса стоит прислушиваться, но бездумно оптимизировать сайт, чтобы получить заветные 100 баллов, не нужно. Здесь важно правильно расставить приоритеты: рекомендации программы могут идти вразрез с целями вашего ресурса.
GTmetrix
Есть ограниченная бесплатная и расширенная платная версии.Сервис показывает статистику, дает рекомендации. Список рекомендаций здесь полнее гугловского PageSpeed, т.к. анализируется больше параметров: браузер, геолокация, скорость загрузки страницы, ее вес, общее количество запросов, параметры PageSpeed и YSlow.
В зависимости от результатов тестирования странице присваивается категория от А (отлично) до F (все плохо). Для авторизованных пользователей сохраняется история проверок. Это дает возможность смотреть динамику скорости загрузки страниц.
WebPageTest
Сервис предлагает большой выбор браузеров и локаций для тестов, правда, в списках не значатся Россия и СНГ. Программа формирует отчет с множеством показаний и подробным описанием, какие файлы, когда и сколько времени загружаются. Внутренний инструмент Visual Comparison позволяет сравнивать сразу несколько ресурсов, это удобно при конкурентном анализе.
Проверку скорости загрузки сайта можно проводить по желанию в одном из перечисленных сервисов или во всех трех для получения более полной и детализированной картины.
Что тормозит загрузку
Загрузка сайта — это обмен данными между браузером пользователя и сервером, на котором хранятся файлы. Соответственно, все проблемы с быстродействием нужно искать на этих узлах.
Медленный сервер
Время отклика сервера можно узнать в Google Analytics. Идеальная цифра 0,2 секунды. Если показатель заметно выше, значит, пора или менять хостинг-провайдера, или переходить на другой тариф.
У сервера может элементарно не хватать технической мощности. Также проблемы возникают на виртуальных хостингах, когда на одном сервере размещают слишком много ресурсов, тормозящих друг друга при высоком трафике.
Сервер находится далеко от пользователя
Задержка загрузки может возникнуть, если физически сервер находится слишком далеко от пользователя. Например, дата-центр хостинг-провайдера расположен в Калининграде, а целевая аудитория вашего сайта живет на Камчатке. Тогда путь для обмена данными между сервером и браузером пользователя будет тернист и замысловат, а это убивает время.
Медленный движок
CMS — система управления содержимым, или программа для создания и администрирования сайта. Таких движков очень много, более 350, но самые популярные: WordPress, Joomla!, Drupal, 1C Битрикс. Каждая CMS отличается своим набором достоинств и недостатков, среди которых и медленная скорость. Например, движок Joomla! грешит долгой загрузкой.
На сайте много файлов
Сайт — это система разных файлов, если их слишком много, то загрузка тормозится, ведь для отображения страницы браузер будет ждать данные по изображениям, стилям, шрифтам, скриптам и т.д.
Файлы сайта очень тяжелые
Если файлов много, да они еще и слишком тяжелые, ресурс неизбежно становится неповоротливым и медленным.
Как увеличить скорость загрузки
Оптимизация загрузки сайта состоит из пошагового анализа и планомерного устранения указанных выше причин замедления скорости.
Оптимизируйте изображения
Фотографии и иллюстрации — самые тяжелые файлы в структуре сайта. Часто только их оптимизация дает существенный прогресс скорости.
- Работая с растровой графикой, сохраняйте изображения в Web-версии (Save for Web). Меньше используйте файлы формата .png — формат .jpeg сохраняет аналогичное png-файлам качество, в 5 раз сжимая изображение. Оставляйте .png только при очевидной необходимости прозрачного фона.
- Уменьшайте по возможности количество изображений на странице.
- Сжимайте объемные фотографии на онлайн-сервисах: tinyjpg.com, iloveimg.com, imagecompressor.com.
- Уменьшайте изображения по ширине и высоте.
- Если размер фотографии необходимо сохранить, делайте превью маленького размера и низкого разрешения. Особенно актуально это для каталогов продукции, витрин товаров или портфолио.
Оптимизируя изображения, нужно удержать баланс между красотой и весом. Тут все как с похудением: чуть перестараешься, и сайт превращается в легкую, но отталкивающую своим видом анорексичку. Пользователи ценят эстетику ресурсов не меньше полезного содержания и удобного юзабилити.
Оптимизируйте CSS и JavaScript
Уменьшайте объем кода: удаляйте пустые строки, пробелы, комментарии, сокращайте имена — все это снижает вес файла, хотя и делает код не слишком читабельным для человека. Для удобства web-мастера пользуйтесь плагинами, сжимающими файлы .css и .js непосредственно перед загрузкой на сайт.
Используйте популярные плагины и библиотеки — они имеют уже минимизированные скрипты.
Чтобы увеличить скорость загрузки сайта, нужно понимать, как работают алгоритмы браузера. Они стремятся выстроить иерархию загрузки файлов по степени важности, в этом браузеру можно помочь, разместив файлы в определенном порядке. Выносите код из страницы html в отдельный файл. Разместите файлы стилей .css и шрифтов в самом начале страницы, в теге <head>, а код .js оставьте напоследок, перед закрывающим тегом </body>.
Сократите расстояние между сайтом и пользователями
Лучше всего — размещать свой ресурс на сервере, физически расположенном как можно ближе к целевой аудитории. Но такая идиллия не всегда возможна, особенно для информационных сайтов, крупных национальных и международных проектов.
Чтобы сократить маршрут, используйте сети доставки контента (CDN — Content Delivery Network). Это сеть из серверов, раскиданных по разным точкам мира. На них дублируется и сохраняется информация с основного сервера. Таким образом, запрос пользователя из Петропавловска-Камчатского ползет не в Калининградский дата-центр, а куда-нибудь поближе, допустим, в Магадан или Хабаровск. Это ускоряет загрузку файла на доли секунды, но в сумме получается неплохой результат.
Используйте кэширование
Кэш браузера — хорошее подспорье для увеличения скорости загрузки страницы при повторном заходе на сайт. Браузер сохраняет часть статической информации с ресурса у себя в памяти, чтобы быстрее показывать пользователю стили, шрифты и изображения в следующий раз. Настройте кэширование, указав браузеру, какие файлы необходимо сохранять в кэше. Опция доступна только для своих сайтов, кэширование сторонних ресурсов типа Яндекс Метрики невозможно.
Уменьшайте размер страниц
Чтобы ускорить передачу данных между сервером и браузером, можно воспользоваться технологией gzip-сжатия. По сути, это аналог привычного нам архивирования файлов на компьютере. Сжатие данных протокола HTTP происходит на сервере перед отправкой файлов на браузер. Размер архивированных файлов уменьшается на 50 % и больше.
Настройте легкие версии страниц для поисковиков
Технологии Турбо от Яндекса и AMP от Google создают легкие версии страниц, которые быстро загружаются даже при медленном интернете, в том числе, на мобильных устройствах. Такие страницы грузятся в 10–15 раз быстрее обычных, но большая часть динамического функционала и уникальной красоты становятся недоступны. Для коммерческих сайтов, где важна обратная связь с клиентом, Турбо- и AMP-технологии не годятся.
Полезный видеоролик по теме
Для бесплатного SEO-марафона по подготовке сайта к продвижению, мы записали видеоурок. В нем подробно разобрали скорость загрузки: как её проверить, какие онлайн сервисы для этого использоваться и какие параметры выставлять, а также какие частые ошибки на сайте замедляют его загрузку.
Вывод
Скорость загрузки — важный фактор ранжирования. В результатах поиска много конкурентов, поэтому, чем быстрее загрузится ваш сайт, тем меньше других страниц человек успеет открыть в соседних вкладках и уйти туда.
Алгоритм работы с быстродействием ресурса складывается из нескольких этапов:
- узнать скорость загрузки сайта;
- проанализировать, где «тонкие места» и что можно исправить без ущерба качеству и целям ресурса;
- оптимизировать скоростные параметры страниц.
Комментарии