Как улучшить поведенческие факторы сайта

Фундаментальная проблема, над решением которой долго бились «колоссы» поискового рынка, заключалась в следующем: как заставить поисковую систему распознать, что сайт действительно хорош? Традиционные измеримые факторы ранжирования, увы, дискредитировали себя — вспомним покойный ныне ТИЦ. При высоком ТИЦ сайт мог быть настолько невзрачен, что отпугивал посетителей с первого экрана. Хотя именно симпатия посетителей является определяющим критерием качества сайта.

Но человеческую симпатию невозможно измерить, верно? Ребята из «Яндекс» не согласны. В 2014 году «Яндекс» объявил, что повышает степень влияния поведенческих факторов. То есть поисковая система определяет качество сайта, отталкиваясь не от характеристик самого ресурса, а от реакции пользователей на него. Поэтому улучшение поведенческих факторов — приоритетная задача SEO-шника в 2021 году.

Что относится к поведенческим факторам

В «Яндексе» придумали, как измерить реакцию пользователей на сайт. Всё довольно логично: если человек провёл мало времени на сайте — ему не понравилось. Если он, скажем, не доскроллил страницу до конца — значит, текст содержит избыточную информацию (воду).

Степень значимости разных поведенческих факторов, как и их полный состав — «тайна за семью печатями». SEO-специалисты считают самыми важными следующие:

CTR (клики на сниппет)

Сниппетом называют короткое описание сайта в выдаче. «Прокачанный» сниппет может занимать львиную долю первого экрана.

Поведенческие факторы - фото

Едва SEO-шники распознали важность сниппета, начали «наряжать» его, почти как новогоднюю ёлку — и поисковик в этом плане даёт огромные возможности. В частности, незадолго до написания данной статьи «Яндекс» внедрил возможность делать YML-сниппеты для товаров интернет-магазинов. Цена и фото товара отображаются прямо в выдаче — необходимости «проваливаться» на сайт нет.

Сделав привлекательным сниппет, не забудьте про сам сайт. Если человек бежит с сайта, едва зайдя, CTR ничего не даст.

Время на сайте

Чем больше времени провёл на сайте человек, тем лучше для ресурса. Поисковая система получает сигнал, что контент оказался полезен и заносит сайту «плюсик в карму».

На самом деле в этой с виду безупречной логике есть две огромные пробоины.

Во-первых, как быть с сайтами, от которых пользователь ждёт быстрого отклика? Вряд ли человек, стоя на улице при −15°С, захочет изучать сайт такси. В этом случае ресурс тем лучше, чем быстрее пользователя отпускает. Понимает ли это поисковая система — пожимаем плечами.

Второй момент — кто знает, чем занимался пользователь, пока страница сайта была открыта на компьютере. Что бы ни говорили конспирологи, поисковики не научились подсматривать за пользователями через веб-камеры. Возможно, человек открыл страницу, отлучился на 10 минут заварить чаёк, а вернувшись к компу, страницу закрыл.

Решение последней проблемы в «Яндекс» нашли — начали замерять активность пользователя, обращая внимание, как он скроллил страницу, кликал по ней. Активность по визитам можно посмотреть в «Метрике», в разделе «Вебвизор».

Поведенческие факторы - фото

Отказы

Отказом у «Яндекс» называется визит, в рамках которого человек провёл на сайте меньше 15 секунд и посетил одну страницу. Чем меньше отказов, тем лучше, однако стремиться к нулю — бессмысленная затея. Как ни горбаться над сайтом, всё равно найдётся кто-то, кто испортит статистику. Что может побудить человека уйти с сайта в течение 15 секунд? Осознание, что попал «не туда», плохой дизайн и запутанная навигация.

Парадокс, но большое количество отказов может возникнуть из-за того, что вы опубликовали слишком хорошую страницу.

Пример. Вы составили подборку сервисов, которые позволяют конвертировать документ PDF в Word, с подробными описаниями преимуществ и недостатков — то есть с большим количеством текста. Страница так понравилась поисковику, что он начал выдавать её в Топе по ВЧ-запросу «конвертировать PDF в Word». Поскольку желание пользователя, который вводит этот запрос — поскорее провести конвертацию, он не хочет читать объёмную подборку. Едва перейдя на ваш сайт из выдачи, пользователь покинет его.

Статья из примера забралась в чужой семантический сегмент. Вины оптимизатора нет, это «косяк» поисковых систем. Показатель отказов в этом случае может составлять 30-40%.

Глубина просмотра

Глубина просмотра — количество страниц, просмотренных за один визит. Чем выше этот показатель, тем лучше. Логика здесь очевидна: если человек ходит по страницам, значит, сайт ему интересен.

Большое значение глубины просмотра — следствие эффективной перелинковки. Правда, здесь нужно знать меру. Если «втыкать» блоки в духе «Еще по теме» или «Рекомендуем почитать» через каждый абзац, читать статью будет невозможно. Стремясь улучшить этот поведенческий фактор, вы в итоге ухудшите другой — «Отказы».

Возвращение на сайт

Если пользователь вернулся на сайт без использования поиска — скажем, вбив URL прямо в адресную строку — это тоже нравится поисковой системе. Значит, контент сайта настолько ценен и уникален, что пользователь не считает нужным пытаться искать на других сайтах нечто подобное.

Поисковик способен определить переход на сайт из закладок в браузере. Это тоже является возвращением на сайт и положительным поведенческим фактором.

Часть поведенческих факторов сайтовладелец может посмотреть в «Метрике», прямо в «Сводке».

Поведенческие факторы - фото

Узнать количество возвращений на сайт можно, выстроив в «Метрике» отчёт по 2 группировкам: «Источник трафика» и «Является ли визит первым визитом посетителя».

Поведенческие факторы - фото

CTR — как и клики / показы — проверяются в «Яндекс.Вебмастер».

Далее рассмотрим, какие способы улучшения поведенческих факторов эффективны и безопасны.

Оптимизация представления сайта в поисковой выдаче

CTR зависит от 2 факторов: качества сниппета и позиции сайта по запросу. Напомним, что показ фиксируется, когда сниппет сайта отображается в выдаче — даже если он по факту находится за пределами первого экрана и пользователь его не увидел. Поэтому у страниц, занимающих 9-10 позиции по запросу, низкие значения CTR из-за множества бестолковых показов.

Однако повышение позиции по запросу — другая тема. Мы расскажем, как улучшить поведенческие факторы в «Яндекс» за счёт сниппета. Нужно уделить внимание таким элементам:

  • Title. В сниппете отображаются 50-55 первых символов тайтла. Эта часть заголовка должна быть читабельной и содержать призыв к действию. Можно добавить в Title эмоджи — ранжированию не повредит, зато поможет выделиться на фоне других.
  • Description. Чтобы написать хороший дескрипшн, задайте себе вопрос: что вы хотели бы сказать своему клиенту, будь у вас 25 слов? В мета-описании уместно упомянуть о текущих акциях и других преимуществах, которые ваша компания предлагает. Эмоджи, кстати, тоже в тему.

Увы, Description в сниппете в выдаче «Яндекс» может не отображаться. Российский поисковик подтягивает в мини-описание сниппета тот кусок текста со страницы, который считает наиболее релевантным.

  • URL. Согласно исследованию Backlinko, сниппет с URL-адресом, который содержит ключевое слово, кликабельнее на 45%. Однако ещё лучше будет, если вы с помощью микроразметки превратите URL в русскоязычные «хлебные крошки» — как сделано, скажем, у «Википедии».

Поведенческие факторы - фото

  • Рейтинг. Используя микроразметку типов Schema.org и JSON-LD, можно разметить рейтинг товара. Тогда сниппет страницы с товаром будет отображаться в выдаче со звездочками.

Поведенческие факторы - фото

  • Быстроссылки. Быстрые ссылки формируются автоматически роботом «Яндекса», если сайт имеет понятную структуру. В них «подтягиваются» основные разделы и страницы. Быстроссылки бывают 2 видов: описания и строка. Описания отображаются только у сайта, который занимает первую строку в выдаче по запросу, и выглядят так:

Поведенческие факторы - фото

Быстрые ссылки строкой показываются у первых 3 сайтов в выдаче — если эти сайты отвечают требованиям поисковой системы.

Поведенческие факторы - фото

Проверить, насколько проработаны сниппеты сайта на данный момент, можно в разделе «Представление в поиске» в системе «Яндекс.Вебмастер».

Увеличение среднего количества просмотренных страниц за сеанс

Улучшить поведенческие факторы сайта, связанные с глубиной просмотра, можно такими способами:

  • Добавлять ссылки на другие материалы в тексты.
  • Размещать блоки рекомендуемых материалов. Обычно блок «Вам также может понравиться» вставляют по завершении статьи, однако его можно добавить и в середину — чтобы кликали чаще.
  • Настроить хлебные крошки — чтобы у пользователя была возможность быстро выбраться на уровень выше и почитать другие статьи по теме.
  • Использовать интерактивные элементы — например, галерею. Человек будет открывать одну фотографию за другой, а каждая с точки зрения структуры сайта является отдельной страницей.

Это методы «на поверхности». Можно действовать и более хитро. Например, если у вас лонгрид, поделите его на 2 части и опубликуйте двумя разными страницами, поставив ссылку с первой части на вторую. Тогда пользователю придётся «накрутить» глубину просмотра, если он хочет дочитать. Правда, нужно не забыть на вторую страницу поставить тег rel=canonical — чтобы две страницы по одной теме не мешали друг другу в SEO-продвижении.

Как добиться уменьшения количества отказов до минимума

Задействуем в улучшении поведенческих факторов сервис «Метрика» от «Яндекс». Начинаем с того, что определяем самые «отказные» страницы. Идём в «Отчёты» — «Страницы входа» и делаем сортировку в сторону убывания по показателю «Отказы».

Поведенческие факторы - фото

Ищем страницы с наибольшим процентом отказов и рассматриваем их в частном порядке. Пытаемся понять, почему они не нравятся пользователям.

На этом с «Метрикой» не заканчиваем. Предлагаем пройти по пути «Стандартные отчёты» — «Технологии» — «Устройства» и проверить, не генерируются ли на сайте отказы из-за того, что сайт не оптимизирован под мобильные телефоны.

Поведенческие факторы - фото

На примере выше видим, что попали в точку. Отказы со смартфонов на 5,3 процентных пункта выше, чем с ПК — существенная разница.

Наконец, просто посмотрите на дизайн сайта — не выглядит ли он, как «пришелец из нулевых»? К слову, для проверки сайта на эстетическую составляющую лучше привлечь друга — как человека непредвзятого, с «не замыленными глазами».

Как повысить продолжительность сессии

Действенный способ увеличения поведенческих факторов в плане длительности сессии — добавить видео. Пусть оно будет не ваше собственное, а просто тематическое из YouTube — всё равно. Пока пользователь смотрит видеоролик, он фактически находится на странице сайта.

Ещё один метод увеличения поведенческих факторов на сайте — провокация пользователя на клик. Размещайте квизы, опросы, голосования, призывайте пользователей писать комментарии. Если речь о коммерческом сайте, обязательно добавьте пагинацию в каталоге.

Всё это важно, но главное — это «мясо», контент. Статью будут читать до конца, если она приятно оформлена и написана экспертом. Советуем перед началом статьи добавлять информационный блок с именем и должностью автора, с кратким описанием его регалий. Тогда у читателя не будет скепсиса и ощущения, будто он читает написанное на заборе.

Поведенческие факторы - фото

Что еще можно сделать для повышения ПФ

Есть и другие способы, как улучшить поведенческие факторы:

  • Ускорить сайт. Не стоит думать, что ваш сайт уникальный, единственный в своём роде и что пользователь будет ждать несколько секунд, когда он отрисуется до конца. В большинстве случаев для пользователя важно быстро получить информацию, а не насладиться эстетическими изысками, на которые сподобились ваши дизайнеры. Поэтому откажитесь от анимаций, «сожмите» большие картинки, вычистите лишний код и настройте кэширование.
  • Сделать мобильную версию. Если сайт не адаптирован под мобильные устройства, это может стать причиной большого количества отказов — пример уже приводили.
  • Интегрировать сайт с социальными сетями. Ещё один метод увеличения поведенческого фактора — сделать группы в соцсетях и активно выманивать людей оттуда на ваш сайт. Поисковику нравится разнообразие в источниках трафика.

Выводы

Задача сделать сайт привлекательным для пользователей сформулирована настолько расплывчато, что провоцирует на прокрастинацию. Однако, если разбить эту крупную задачу на множество маленьких, оптимизация поведенческих факторов перестаёт казаться «страшным неведомым зверем».

Почему многие SEO-шники дальше рассуждений о том, как поднять поведенческие факторы, не уходят? Всё просто: даже если задача окажется понятной, она не перестанет быть трудоёмкой. Наверняка придётся править контент — а чтобы его аккуратно поправить, надо в него вникнуть.

Увы, SEO-специалисты дико не любят работать с текстами, поэтому склонны искать «обходной путь». Именно здесь и сталкиваются с автоматическими сервисами по улучшению поведенческих факторов, которые обещают «за копейку» сделать накрутку. Предостерегаем вас: не ведитесь на подобные обещания — накрутка ПФ приводит к бану со стороны поисковых систем. Работайте над поведенческими честно — тогда усилия окупятся сторицей.

Обсудим сотрудничество?

Какие задачи нужно решить:
Разработка сайта / интернет-магазина
Продвижение (SEO, Директ и т.п.)
Контент-маркетинг
Поддержка сайта (информационная, техническая)
Аудит сайта / интернет-магазина
Консультация
Задать вопрос специалисту
Заполните форму и мы вам быстро ответим

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Хочу бесплатный аудит
Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
Form
X
Хочу быть автором