«Яндекс.Руководство»: как заслужить любовь российского поисковика?
Доминирование поисковика Google является абсолютным почти во всех странах. Из тех, кто «держится» - Китай (где есть Baidu) и Россия. Растущую популярность «Гугл» легко объяснить: все больше людей пользуются поиском с мобильных устройств с OC Android – а там, разумеется, поисковик Google установлен по умолчанию. Наш, отечественный «Яндекс» идёт с забугорным поисковиком «нос к носу» (45% против 53% у «Гугла»), а в десктопном сегменте и вовсе сминает его «в кашу», забирая вдвое больше запросов.
Статистика рынка поисковых систем в 2020 году
Статистика доказывает, что необходимость занять верхние строчки поисковой выдачи Яндекса если не приоритетная, то крайне важная задача для SEO-специалистов и веб-мастеров. Особенно если речь идёт о коммерческих проектах, которым выбиться в топ легче ввиду того, что конкуренция ниже.
Особенности продвижения под «Яндекс»
«Яндекс» - более «эмпатичный» поисковик, чем Google. Благодаря алгоритму «Королев» он гораздо тоньше понимает то, что в SEO называют интентом – потребность или намерение пользователя, который вводит запрос в поисковую строку. Скажем, если вы, сидя за компьютером в Астрахани, вобьете в «Яндексе» запрос «грузоперевозки цена», поисковик посоветует вам только те компании, которые оказывают услуги в Астраханской области. «Гугл» же, скорее всего, покажет мешанину.
Подобная чуткость к запросу – не единственная отличительная черта русского поисковика. Расскажем о других особенностях, которые нужно учитывать при CEO оптимизации под «Яндекс».
Поведенческие факторы важны, ссылки – не особо
«Яндекс» долго бился с покупными ссылками, пока не психанул и не ввел метрику ИКС вместо ТИЦ (тематического индекса цитирования). ТИЦ характеризовал авторитетность сайта, опираясь на входящие ссылки. ИКС – комплексный показатель качества сайта, который учитывает много факторов, и ссылочные среди них занимают далеко не первое место по важности. Важнее поведенческие факторы (ПФ): процент отказов, средняя продолжительность пребывания на сайте, Last Click, глубина просмотра. ПФ помогают российскому поисковику сделать вывод, нравится сайт пользователям или нет.
Попытки прорваться топ «Яндекса» за счет поведенческих факторов гораздо эффективнее, чем закупка ссылок пачками.
Управление сниппетом – сложная задача
Сниппет – это не про ранжирование, а про конверсию. Благодаря привлекательному сниппету сайт, например, с 3-4 строчки может отвоевать долю лидера.
В 2020 году возник тренд добавлять в метатеги Title и Description смайлики и эмоджи, чтобы сделать сниппет красочным. Однако в случае с «Яндекс» эти усилия могут не увенчаться успехом. В отличие от рационального Google своенравный «Яндекс» подтягивает в сниппет куски текста, которые, по его мнению, наиболее релевантны теме. Так что, сколько ни работай над формулировками в Description, ты не будешь уверен, что их кто-то прочитает.
Чем старше сайт, тем легче его продвигать
Поднять в «Яндексе» сайт без истории и в высококонкурентном сегменте - для SEO-шника эта задача может оказаться чем-то вроде решения теоремы Римана для математика. Возраст сайта начинает отсчитываться не с момента регистрации доменного имени, а со времени, когда первая страница попадает в индекс.
Раскрутиться в отечественном поисковике проще, если купить домен с возрастом и историей «с рук» - например, на Telderi. Если же хотите завести новый домен, на время работ над сайтом лучше установить страницу-заглушку с текстом вроде «Сайт временно недоступен». Тогда время, в течение которого вы будете «корпеть» над дизайном и структурой, пойдёт вам на пользу.
«Яндекс» реагирует долго
Внося изменения на сайте, вы не заметите немедленной реакции. Эффект от работ по оптимизации появляется минимум через 2 недели, а иногда – спустя несколько месяцев. К сожалению, SEO-специалисты часто страдают от этого. Владелец бизнеса, не видя отдачи от вложений, увольняет талантливого «продвиженца», а следующий SEO-шник вполне успешно работает на «багаже» уволенного.
Обновление выдачи «Яндекса» также происходит реже, чем у «Гугл» - 2 раза в неделю в среднем.
Признаки качественных страниц для «Яндекс»
«Яндекс» предъявляет разные требования к коммерческим и информационным страницам. Сделать коммерческую сложнее: если претендуете на Топ-10 в высококонкурентном сегменте, придётся привлекать дизайнера, который сделает инфографику и отрисует уникальные иконки. Общий признак качества коммерческих и информационных страниц в «Яндексе» - оригинальность контента. Но если на «информационке» достаточно написать текст и вставить уникальные иллюстрации, то в случае с «коммерцией» нужно разрабатывать прототип и согласно нему заполнять страницу самым разнообразным контентом - например, добавить отзывы клиентов в формате видеороликов или биографии сотрудников.
Заметка. Не рекомендуется использовать одинаковый текстовый контент на нескольких коммерческих страницах – даже ваш, авторский. За это «Яндекс» занижает позиции по запросам.
Помимо оригинальности контента есть другие признаки, глядя на которые «Яндекс» понимает, качественная страница сайта или нет.
Адаптивный дизайн
Это значит, что страница хорошо отображается даже на допотопных смартфонах с экранами диагональю в 4 дюйма – не говоря уже о современных Айфонах и Айпадах. Шрифт не слишком мелкий, горизонтальная прокрутка отсутствует - избавиться от нее можно, разместив в HTML-коде тег <viewport>. Для проверки отображения сайта на мобильных используйте сервис iloveadaptive. Ниже плохой пример – меню закрывает весь первый экран, да еще и зафиксировано. С точки зрения юзабилити - полное фиаско.
Высокая скорость отрисовки и загрузки страницы
Попасть в первую десятку отчественного поисковика будет довольно сложно, если страница грузится 2-3 секунды. Это тоже вопрос юзабилити: пользователи не станут ждать и отправятся к конкурентам, «накрутив» вам негативные ПФ. Работать с «долгим» сайтом – как плыть против течения: вроде двигаешься в верную сторону, но от цели все дальше.
Наличие SSL-сертификата
«Яндекс» не признаётся открыто (как Google), что HTTPS-протокол влияет на ранжирование. Но, судя по тому, что доля сайтов c SSL-сертификатами в топе стремительно растёт, российский поисковик при определении позиций обращает на это внимание.
Какие алгоритмы существуют и за что «Яндекс» налагает санкции?
«Яндекс» уже давно и довольно продуктивно борется за «очеловечивание» интернета. С теми, кто не следует его рекомендациям, русский поисковик суров – он отправляет такие сайты под фильтры. Как это проявляется? Позиции страниц проседают, трафик обрушивается, у SEO-шника подскакивает давление. Чтобы выйти из-под санкций «Яндекса», придётся приложить не меньше усилий, чем для раскрутки сайта.
Расскажем о самых опасных фильтрах «Яндекса».
«Минусинск» и «АГС»
Оба фильтра являются ссылочными, поэтому мы свели их в один пункт. «Минусинск» применяется по отношению к сайтам, в ссылочных профилях которых слишком много SEO-ссылок. От «АГС» страдают ресурсы, созданные не для пользователей, а для продажи исходящих ссылок.
«Баден-Баден»
«Благодаря» этому фильтру 2017 год выдался для SEO-специалистов фееричным. Поисковик отправляет под «Баден-Баден» сайты, на которых тексты написаны для поисковых роботов, а не для людей – и, как следствие, содержат жуткий переспам по ключам. Чтобы не попасть под «Баден-Баден», перед публикацией проверяйте тексты на «Тургеневе».
«Переспам», «Переоптимизация» и «Новый»
Эти фильтры не так страшны, но тоже способны изрядно подпортить SEO-шнику настроение. При «Переспаме» страница теряет позиции по одному запросу или части запросов кластера (включающих слово или биграмму). «Переоптимизация» проявляется падением позиций запросов на 15-30 пунктов из-за избыточного количества вхождений. «Новый», обнаруженный Дмитрием Севальневым, изучен плохо – он отправляет страницу по всем запросам в 3-ю сотню. Здесь, как и с «Баден-Баден», эффективным способом «излечения» является рерайт текстов.
Пошаговый алгоритм как продвинуть сайт в «Яндекс»
Чтобы ваши усилия принесли результаты, следуйте этому плану.
Составление семантического ядра
Семантика – отправная точка для продвижения в любом поисковике. От семантики вы будете отталкиваться при составлении структуры ресурса, написании мета-тегов и составлении ТЗ копирайтерам.
«Распарсить» и кластеризовать запросы сейчас много ума не надо – это сделают машины. Две основные ошибки, которые допускают неопытные SEO-шники на этом этапе:
- Упускают важные высокоуровневые маски (запускающие ключи). Высокоуровневые маски подают на парсинг в Key Collector. Например, для сервиса, который ремонтирует коробки передач, высокоуровневые маски – «КПП», «коробка передач», «МКПП», «АКПП», «вариатор».
- Судят по частотности, когда надо по конкурентоспособности. Новый сайт может сразу нацелиться на ВЧ-запросы, но вряд ли ему там что-то светит – ведь конкурировать придётся с ресурсами-«мастодонтами».
Разработка структуры сайта
Структура составляется на основе кластеризованного семантического ядра. Для проектирования структуры крупных сайтов часто используют интеллект-карты (Mindmeister.com). Проработанная структура – это не только бонус для последующего продвижения, но и фактор, положительно влияющий на поведенческие. Пользователи задерживаются дольше на сайтах с логично выстроенным каталогом.
Важно. Структура не должна быть слишком «глубокой». В SEO есть понятие «уровень вложенности» - это количество кликов от главной. Если максимальный уровень вложенности на сайте – на отметке 3, это отлично.
Техническая оптимизация
В рамках базового технического аудита проверьте:
- Файл robots.txt, который указывает, что нужно роботу индексировать, а что – нет.
- Карту сайта (sitemap.xml). При качественно составленном сайтмапе роботу проще индексировать ресурс.
- Основное зеркало, которое должно отдавать ботам ответ «200 ОК».
- Адаптивность – о ней уже говорили.
В последнее время «Яндекс» очень активно продвигает свои «Турбо-страницы». Они грузятся в 15 раз быстрее обычных и за счет этого в мобильной выдаче оказываются выше. Это тоже можно использовать.
Составление контента
При написании текстов главное – не переоптимизировать, иначе рискуешь попасть под «Баден-Баден». Есть и другие требования к текстам для сайтов:
- Уникальность – никакого копипаста.
- Информативность. Чем интереснее текст, тем дольше читатель будет его изучать – а это хорошо для ПФ.
- Структурированность. Нужно использовать подзаголовки, списки, иллюстрации и другие инструменты для разбавления текстовых блоков.
- Отсутствие орфографических, стилистических и речевых ошибок.
Внешняя оптимизация
Внешняя оптимизация не так важна на старте, но без нее не обойтись, если вы хотите забраться в выдаче повыше. Хотя здесь «Яндекс» тоже положил грабли для SEO-специалиста. Лучше отказаться от закупки ссылок на условном Miralinks в пользу стратегии аутрича, который предполагает, что специалист лично, без посредников договаривается с другими порталами о размещении бэклинков. Это может быть дороже и дольше, но зато относительно безопасно.
Заметка. Не забывайте об анкор-листе. Он должен быть максимально разнообразным.
SEO-специалисты, для которых стакан всегда наполовину пуст, считают, что «Яндекс» до предела усложнил их работу и что продвигаться самостоятельно, без привлечения дизайнера и журналиста стало невозможным. Однако можно посмотреть на это и с позитивной стороны, ведь добывать и публиковать полезный контент гораздо интереснее, чем заказывать пачками «шаблонные» тексты у копирайтеров-самоучек с бирж.
продвижение сайта в Яндексе