Взрывное развитие информационных технологий за последние 20 лет изменило мир до неузнаваемости. Контрольным выстрелом в голову стал ковидный год, с которого, похоже, нужно начинать отсчет новой эры. Можно до хрипоты спорить, к чему все это нас приведет, но уже сейчас рынок труда радикально трансформируется: на арену вышли профессии, связанные с деятельностью в интернете.
В этой статье мы выясним все о профессии интернет-маркетолог — это кто и чем занимается.
Спойлер: это человек-оркестр, управляющий процессами на стыке бизнеса, аналитики, коммуникаций и технологий.
Специфика digital-маркетинга
Что такое маркетинг
Как утверждает Википедия, маркетинг (в переводе с английского marketing — рыночная деятельность) — это деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. Проще говоря, это целый комплекс мер, конечная цель которых продать продукт (не важно, товар или услугу) целевому потребителю.
В качестве признанной специализации маркетинг появился в начале XX века. Теперь его называют «рыночной философией», которая пронизывает весь современный социум, т.к. живем мы в эпоху потребления. Маркетолог должен понимать суть бизнес-процессов и человеческой психологии. Это аналитик, который на основе анализа рынка и целевой аудитории выстраивает стратегию продаж.
Что такое интернет-маркетинг
В XXI столетии ситуация на рынке меняется: бизнес и потребители осваивают интернет, доля онлайн-продаж растет, а маркетинг приобретает свою специфику. Интернет-маркетинг — это продвижение продукта в сети. Для этого применяются классические маркетинговые приемы, перенесенные в реалии онлайн-коммуникаций, и новые методы продвижения, развивающиеся вместе с digital-индустрией.
Интернет маркетолог — это профессия будущего: сплав бизнеса, психологии, аналитики, цифровых технологий. Здесь все очень быстро меняется, поэтому профессия требует постоянного саморазвития.
В чем разница между классическим и интернет-маркетингом
Традиционная схема классического маркетинга:
- анализ рынка и целевой аудитории;
- привлечение и удержание клиентов;
- работа над привлекательностью продукта для потребителя;
- формирование имиджа компании.
В digital-продвижении работает та же схема, но чем же тогда отличается маркетолог от интернет-маркетолога? Разница в приемах и инструментах: традиционная стратегия переносится в реалии интернет-технологий. Digital-маркетинг объединяет массу новейших направлений: SEO, SMM, таргетинг, email-маркетинг, копирайтинг.
Интернет-маркетинг имеет огромное преимущество: быстрый фидбек. Традиционный рекламщик развесил билборды на городских улицах и ждет: выстрелит–не выстрелит. Обратная связь очень условна.
Что делает интернет-маркетолог? Запускает рекламную кампанию и сразу видит ее эффективность: аналитика доступна в режиме реального времени, поэтому можно оперативно влиять на ситуацию: отключать убыточные каналы, тестировать новые гипотезы.
Что должен знать и уметь интернет-маркетолог
Веб-маркетолог должен знать принципы работы всех каналов продвижения продукта, уметь анализировать большие объемы данных, следить за развитием информационных технологий, организовывать работу команды. Это человек, совмещающий навыки маркетолога и специалиста по информационным технологиям.
Профессия новая, поэтому какого-то жесткого списка должностных обязанностей еще нет, он находится в стадии становления. С этим связана большая проблема: работодатели «сами не знают, чего они хочут». Суть они уловили: нужен человек, который будет в сети продавать их продукт, а вот круг задач интернет-маркетолога каждый видит по-своему. Кому-то надо запустить рекламу, кто-то ищет smm-щика, а третьи хотят швеца, жнеца и на дуде игреца в одном флаконе, да еще чтобы умел чинить железо и настраивать в офисе сеть.
Несмотря на разброс мнений, есть ряд обязанностей, с которыми должен уметь справляться специалист, называющий себя интернет-маркетологом.
Аналитика
Огромный пласт обязанностей digital-маркетолога связан с анализом исходных данных: бизнес среды, продукта, аудитории.
- Анализ конкурентов.
Цель — выяснить, как продвигаются аналогичные продукты, какие рекламные каналы привлекаются, как отстроиться от конкурентов. Анализируются сайты и аккаунты в социальных сетях.
- Анализ целевой аудитории.
Цель — определить публику, которой интересен продукт, выяснить ее специфику, сегментировать разнородную аудиторию (пол, возраст, интересы, места обитания). От точности анализа ЦА зависит эффективность рекламных кампаний.
- Анализ продвигаемого продукта и компании.
Чтобы продвигать продукт, надо досконально изучить его слабые и сильные стороны. Маркетолог формирует имидж компании, поэтому должен хорошо ориентироваться в специфике бизнеса, с которым он работает.
- Аудит сайта.
Сайт и аккаунты в соцсетях — это базовые инструменты интернет-маркетолога. Аудит сайта сродни инвентаризации: выявляются косяки, составляется план работ по улучшению. Если сайта нет, то прежде всего составляется ТЗ на его создание.
Аналитика — это база, на основе которой выстраивается стратегия продвижения продукта в сети. Можно сколько угодно учиться на интернет-маркетолога, но без навыков первичного анализа все остальные умения не принесут пользы.
Привлечение трафика
В чем разница между интернет-маркетологом и таргетологом? Все просто: маркетолог придумывает стратегию и дает задание таргетологу. А также еще куче специалистов. Маркетологу не обязательно владеть всеми тонкостями таргетинга, но знать, как это работает он обязан.
Хороший интернет-маркетолог видит картину в целом: тут у него копирайтер пишет статью в блог, тут — дизайнер рисует баннер, там сеошник прописывает метатеги на сайте. Инструментов по привлечению трафика много, и во всех них веб-маркетолог должен разбираться, если не на продвинутом, то на хорошем уровне, чтобы давать грамотное задание более узким специалистам.
О чем надо иметь представление интернет-маркетологу:
- Контекстная реклама — реклама в поисковых системах по запросам пользователей;
- Таргетинг — реклама, настраиваемая в социальных сетях на заданный сегмент целевой аудитории;
- Email-маркетинг — рассылка клиентам полезных сообщений;
- SEO — оптимизация сайта под требования поисковиков;
- Инфлюенсер-маркетинг — реклама у блогеров и лидеров мнений;
- Баннеры на сторонних площадках;
- Работа с агрегаторами и партнерскими программами по привлечению клиентов;
- Контент-маркетинг — создание полезного контента для пользователей.
Планирование и целеполагание
Опираясь на результаты анализа, маркетолог работает над стратегией продвижения продукта, комбинируя базовые инструменты привлечения трафика. Сюда входят, как минимум, 3 этапа:
- Постановка целей: нужно сформулировать четкие цели и, уже отталкиваясь от этого, продумывать план действий для их осуществления.
- Составление плана: поэтапный фронт работ, бюджет, задействованные каналы продвижения, привлечение сторонних специалистов.
- Выстраивание воронки продаж. Это маркетинговый прием, который отлично работает с интернет-аудиторией. Потребителя постепенно проводят от информирования о продукте к сделке. На каждом витке воронки потенциальных клиентов остается все меньше, но заинтересованность их возрастает. Классическая схема маркетинговой воронки основана на формуле AIDA:
- Attention — внимание.
- Interest — интерес.
- Desire — желание.
- Action — действие.
Анализ результатов
Интернет-маркетинг хорош тем, что здесь легко контролировать эффективность усилий. Онлайн-сервисы аналитики — Яндекс Метрика и Google Analytics — доступны, а digital-маркетолог должен уметь с ними работать.
Системы аналитики поисковиков и социальных сетей открывают массу возможностей для специалиста. Маркетолог контролирует, куда сливается рекламный бюджет, систематизирует данные о характере пользователей, определяет источники трафика, анализирует поведение посетителей сайта, ставит цели. Вся эта аналитическая работа позволяет быстро реагировать на ситуацию.
Управление командой
Один в поле не воин — это про профессию интернет-маркетолога. Продвижение продукта — комплексная работа с привлечением разномастных специалистов, поэтому здесь важны управленческие навыки и умение работать в команде:
- умение грамотно поставить задачу, написать ТЗ;
- умение координировать и контролировать работу группы;
- гибкость, способность быстро перестраиваться и корректировать цели.
Личные качества интернет-маркетолога
Чтобы стать интернет-маркетологом, вам должны быть присущи такие качества, как:
- коммуникабельность — придется много общаться с разными людьми: клиентами, подрядчиками, представителями сторонних интернет-площадок;
- управленческие навыки;
- креативность: нужно уметь генерировать новые идеи, придумывать интересные фишки, нестандартные форматы;
- в то же время склонность к монотонной рутине — такой работы тоже хватает;
- аналитический склад ума — придется много времени уделять аналитике и систематизации данных;
- мультифункциональность: интернет-маркетолог может и текст написать, и картинку в Canva нарисовать, и код подправить, и аналитику прикрутить, и горящего коня из избы вытащить;
- склонность к саморазвитию: профессия молодая, здесь постоянно что-то происходит и тут же безнадежно устаревает;
- хорошая интуиция, чутье на тренды;
- изобретательность и даже где-то изворотливость: нужно быть на шаг впереди конкурентов, выкручиваться из патовых ситуаций;
- терпеливость и настойчивость в достижении целей;
- инициативность, умение нести ответственность за свои решения.
Плюсы и минусы профессии
Сомневаться в том, востребована ли профессия интернет-маркетолога, не приходится. Только на hh.ru сейчас размещены 1625 вакансий по России. Специалисты нужны и интернет-магазинам, и компаниям, только осваивающим интернет-продажи. У профессии есть неоспоримые преимущества:
- высокая востребованность на рынке труда и достойное вознаграждение;
- интересные, разноплановые задачи: здесь не скучно;
- есть место креативу и творчеству;
- возможность работать на удаленке из любой геолокации;
- возможность вести сразу несколько проектов;
- перспективная профессия, доступная без высшего образования: чтобы работать интернет-маркетологом, не нужно тратить 4–6 лет в университетах, тем более, эта специальность пока практически не представлена в вузах.
Свои минусы тоже есть:
- быстро меняется ситуация на рынке, чтобы быть эффективным, требуется постоянная вовлеченность в профессию;
- много стрессовых ситуаций;
- как и везде, на старте невысокая зарплата;
- капризные заказчики;
- большая доля рутины, связанной с аналитикой;
- в профессии много фрилансеров, есть риски столкнуться с недобросовестными заказчиками и остаться без оплаты или нарваться на некомпетентных исполнителей.
Как стать интернет-маркетологом
У молодежи digital-профессии вызывают живой интерес, поэтому часто звучат вопросы, где обучиться и какие предметы нужно сдавать на интернет-маркетолога. Это живая специальность, находящаяся на пике развития, поэтому, с одной стороны, способов ее освоить много. Обратная сторона медали: куча халтурных курсов и всякой чуши в интернете на эту тему. Ну и практически полное отсутствие специализации «интернет-маркетинг» в государственных вузах: до них еще не докатилось.
Перечислим все варианты освоения специальности.
- Домашнее обучение: бесплатно, но трудоемко, т.к. потребуется самостоятельно систематизировать большую базу знаний. Начать можно с официального канала Яндекс. Обучение рекламным технологиям и со статей в нашем блоге.
- Курсы. Хороши тем, что здесь уже все систематизировано, есть обратная связь, некоторые помогают в трудоустройстве или организуют стажировку. Ну и корочки об окончании будут приоритетом при поиске заказчиков. Курсов очень много, как онлайн, так и офлайн. Нужно читать отзывы и выбирать авторитетные площадки с хорошей репутацией, чтобы не потратить деньги на ветер.
- Семинары, вебинары — могут быть платными и бесплатными. Их преимущество в том, что здесь обычно дается самая актуальная информация.
- Программы профессиональной переподготовки, например, дистанционный курс Интернет-маркетинг в институте ИПО.
- ВУЗ — пока специализация представлена только в одном российском негосударственном вузе: программа Обучение интернет маркетингу в МФПУ «Синергия». Для поступления нужно сдавать ЕГЭ по русскому, истории и обществознанию.
Интернет-маркетинг — профессия на стыке гуманитарных и технических знаний. Здесь в один узел завязано сразу несколько специализаций. В блоге нашей студии масса полезной информации по тем направлениям, с которыми придется разбираться. Ловите ссылки на базовые материалы, с которых можно начать новичку.
- Сайтостроение:
Как сделать сайт самостоятельно;
Зачем нужен прототип для сайта;
7 мелочей, которые делают сайт удобнее для пользователя. - Копирайтинг:
Копирайтер - кто это такой и чем занимается;
ТЗ для копирайтера;
LSI-тексты. - Контекстная реклама:
Контекстная реклама — как заказать настройку;
Цена рекламы на Яндекс Директ. - Работа с Яндекс Метрикой:
Все о Яндекс Метрике.
Еще больше информации ищите по тегам в нашем блоге https://www.web-dius.ru/blog/.
Уровень зарплаты
Зарплата интернет-маркетолога зависит от уровня подготовки, опыта и региона: традиционно есть разница между тем, сколько зарабатывает специалист в Москве и во всей остальной России. Ориентируясь на статистику крупнейшего сервиса по поиску работы hh.ru, посмотрим, на что можно рассчитывать.
По России больше всего вакансий с зарплатой в районе 50 тыс. руб., хотя средняя повыше — 79 тыс.руб.
В Санкт-Петербурге 20 % работодателей готовы платить от 70 до 80 тыс. руб. При этом средняя — 97 тыс.руб.
В Москве средняя зарплата интернет-маркетолога 115 тыс.руб.
Перспективы
Digital-индустрия развивается лавинообразно: с 2018 года количество вакансий в нише выросло в 25 раз. Спрос на нормальных специалистов превышает предложение, поэтому перспективы в карьере, связанной с интернет-маркетингом, очень воодушевляющие.