Факторы ранжирования сайта - как попасть в ТОП-10

Согласно известной шутке, лучшее место, чтобы спрятать труп – вторая страница выдачи Google. Исследования на самом деле показывают, что 90-95% трафика в «Яндекс» и Google приходится на первую страницу выдачи, а на вторую отправляются только самые отчаянные. Когда страница выпадает из «десятки», трафик у нее снижается в среднем на 140% (!). Поэтому SEO-специалисты не любят шутку про труп и Google. Для них вторая страница – почти что приговор.

Но как же определяется позиция в выдаче? SEO-шники изучают это и ставят эксперименты годами, поскольку ранжирование сайта – сложный процесс. Давайте тоже попробуем разобраться, опираясь на богатый опыт коллег.

Что такое ранжирование сайта

Сначала разберемся с понятием релевантности. Релевантностью называют соответствие информации на странице интересам пользователя. Если, например, вы пропишете в поисковой строке «купить ноутбук Dell», поисковая система (ПС) выдаст страницы интернет-магазинов с ценниками и разными моделями Dell, поскольку эти страницы наиболее релевантные. ПС не станет показывать ноутбуки HP, ведь вы однозначно ограничили свой интерес одной маркой. Кроме того, она не станет советовать блоговые статьи и рейтинги ТОП-х моделей Dell, так как вы хотите купить, а не читать. Информационные статьи в данном случае менее релевантные запросу, чем коммерческие страницы.

Ранжирование – упорядочивание ответов на поисковый запрос по релевантности в порядке убывания. Ранг – позиция, которую занимает релевантная страница в выдаче по запросу.

Помимо релевантности большую роль играет траст сайта. Уже из названия понятно, что траст – это степень доверия, которое поисковая система испытывает к ресурсу. Разумеется, ПС охотнее будет рекомендовать пользователям «проверенные» возрастные сайты со стабильной аудиторией, чем молодые ресурсы. Если вас попросят посоветовать врача, вы наверняка порекомендуете кандидата медицинских наук с 40-летним опытом, а не вчерашнего студента. С выдачей ситуация, в принципе, такая же.

Так что если вы хотите знать, почему Google сделал из вашего сайта труп, причины может быть всего две: либо страницы хуже соответствуют интересам пользователя, чем вышестоящие, либо просто ресурс пока не заслужил доверия со стороны ПС.

Что такое факторы ранжирования поисковой системы

Определение релевантности слишком расплывчатое. Из него абсолютно неясно, как исправить ситуацию и что нужно делать, чтобы сайт попал в заветную «десятку». Каждый SEO-шник считает, что странички его сайта самые релевантные по теме – то есть имеет субъективную точку зрения. Но ведь робот избавлен от субъективности – у него есть только «плюс» и «минус», «больше» и «меньше». Робот использует лишь измеримые критерии для оценки релевантности.

Свойства запроса и страницы сайта, по которым определяется релевантность – это факторы ранжирования поисковых систем. Траст тоже определяют факторы ранжирования.

Но если вы думаете, что найдете небольшую магическую формулу, которая поможет вытащить страницы в Топ из «бездны» выдачи, то сильно ошибаетесь. У «Яндекс» свыше 1800 факторов ранжирования разной степени важности (принципы ранжирования Яндекс), Google использует несколько сотен.

Отзыв сотрудника яндекс о системе ранжирования

Внутренние факторы ранжирования

Внутренние факторы ранжирования часто определяют как те, на которые владелец сайта может повлиять. Однако это не совсем верно, поскольку на внешние факторы тоже влиять можно - например, завести сообщество в «ВК» и привязать его к ресурсу. Правильнее называть внутренними факторами те, которые относятся непосредственно к сайту. Далее представим каждую из групп этих факторов.

Доменные

Доменные факторы связаны с доменным именем сайта. В их число входят:

  1. Возраст домена. Чем моложе домен, тем сложнее будет сайту выбраться в топ.
  2. Содержание ключевого слова в доменном имени. Если доменное имя содержит слово, связанное с тематикой сайта, это будет плюсом.
  3. Доменная зона. Например, в России ресурсы в доменной зоне .ru ранжируются лучше ресурсов в зоне .ua.
  4. История домена. У доменного имени может быть «черная метка», если он попадал под фильтры ПС.

«Прокачать» доменные факторы невозможно. Поэтому опытные сайтовладельцы предпочитают покупать домены с историей и возрастом, а не регистрировать новые.

Хостовые

Хостовые факторы ранжирования еще называют общесайтовыми, потому что они определяются для сайта целиком, а не для конкретной страницы. Согласно исследованию Pixel Plus от 2020 года, именно эти внутренние факторы ранжирования сайта являются наиболее значимыми. То есть ПС сначала смотрит на общее состояние сайта и только потом – на факторы конкретной страницы. Так что Content is not a King!

К хостовым факторам относят:

  1. Наличие SSL-сертификата. SSL-сертификат обеспечивает безопасность соединения браузера с сервером. Признак наличия сертификата – протокол HTTPS.
  2. Время ответа сервера на запрос поисковика и загрузки страницы.
  3. Корректность ответа сервера (должен быть ответ 200 ОК).
  4. Наличие других сайтов на этом же IP.
  5. Количество проиндексированных страниц и периодичность публикации новых.
  6. Наличие 404 страницы.

Часто доменные и хостовые факторы «мешают в кашу», но мы считаем, что это разное. Ведь на хостовые SEO-специалист влиять может и должен.

Технические

Технические факторы ранжирования – это базис, это холст, на котором SEO-специалист потом будет рисовать картины (то есть публиковать контент). В их число входят:

  1. Наличие адаптивной верстки / мобильной версии. Этот фактор критически важен, поскольку сейчас свыше 50% пользователей заходят на сайты с мобильных. Нужно настроить тег viewport, чтобы сайт был виден на смартфоне или планшете без прокрутки.
  2. Присутствие микроразметки.
  3. Настройка и корректная индексация файла robots.txt.
  4. Корректность карты сайта (sitemap.xml).
  5. Чистота и валидность кода. Валидность – не приоритетный фактор, однако от лишнего кода лучше избавиться. Он делает страницу более массивной, поисковику сложнее ее загрузить.
  6. Отсутствие дубликатов страниц. Важно проверить, чтобы страницы site.рф/index.php, рф/index.html, www.site.рф, site.рф/ (со слэшем) были перенаправлены на главное зеркало site.рф. Дубликаты могут возникнуть и по другим причинам. Например, из-за некорректной склейки страниц при переходе на SSL-сертификат в индексе могут остаться страницы и с HTTP, и с HTTPS.
  7. Наличие мета-тегов у страниц (Title, Description, H1). Тег Keywords не влияет на ранжирование в Google, а в «Яндекс» если и влияет, то самую малость.
  8. Оптимизация картинок. У картинок должны быть прописаны Alt и Title. Сами изображения должны быть небольшого размера, чтобы не тормозить загрузку страницы. Фото, которое весит 2 Мб, лучше обработать в редакторе, прежде чем «пихать» на сайт.

Соответствие ресурса техническим факторам ранжирования определяется во время технического аудита, проведение которого – прямая обязанность SEO-специалиста.

Семантические

Семантические факторы связаны с ключевыми словами. К таким факторам относятся:

  • Наличие ключевых слов в тексте и других зонах документа (Title, H1, анкоры ссылок).
  • Количество страниц на сайте, релевантных запросу. Смысловых дублей – то есть разных страниц, которые по сути отвечают на один и тот же вопрос – быть не должно.
  • Интент самого запроса. Речь идет о потребности, которую испытывает человек, вбивающий запрос в поисковую строку.

Семантические факторы сильно коррелируют с факторами, которые мы решили объединить в группу «контент».

Контент

Сюда мы отнесли внутренние факторы ранжирования страницы, которые позволяют поисковой системе судить, насколько качественным является наполнение сайта – например, статьи в блоге, карточки товаров. Это:

    • Уникальность текстов и текстовых фрагментов.
    • Разнообразие оформления текстов (есть ли инфографика, картинки, видео, таблички).
    • Наличие грамматических и орфографических ошибок.
    • Удобочитаемость (отсутствие воды и канцеляризмов).
    • Объем текста.

 

Также на внутреннее ранжирование влияют логичность структуры сайта и уровень вложенности страницы (количество кликов от главной).

Поведенческие

Влияние поведенческих факторов на ранжирование сейчас велико – и оно будет только расти. Есть даже такая SEO-гипотеза, что движение вверх в рамках Топ-10 возможно только за счет улучшение поведенческих. Что же это за факторы:

  • Заинтересованное поведение пользователей. Например, визитер ставит оценки статьям, пишет комментарии, переходит с одной страницы на другую.
  • Last Click или единственный клик в выдаче. Это значит, что пользователь после посещения вашего сайта не вернулся в выдачу – то есть вы дали ему исчерпывающую информацию.
  • Доля отказов (кратковременных посещений).
  • Время, которое пользователь провел на сайте.
  • CTR сниппета (отношение количества кликов по сниппету к числу его показов).

Большая часть показателей поведения доступна в «Яндекс.Метрике» и Google Analytics.

Коммерческие

Это факторы, влияющие на ранжирование интернет-магазинов или сайтов, которые предлагают услуги. В их число входят:

  • Наличие цен и прайс-листов.
  • Ассортимент доступных товаров.
  • Наличие «корзины».
  • Количество способов коммуникации (ссылки на мессенджеры, онлайн чат).
  • Наличие сервисных страниц (доставка, оплата, гарантия, отзывы).

Добавим, что величина цены на влияет на ранг – только факт ее наличия, желательно в точном варианте, а не в формате «от … рублей».

Внешние факторы

SEO-специалисты часто смотрят на внешние факторы ранжирования сайта сквозь пальцы, поскольку повлиять на них трудно. Вот что можно отнести к внешним факторам ранжирования:

  • Количество бэклинков (ссылок с других ресурсов) и качество доноров (сайтов, которые ссылаются).
  • Разнообразие анкор-листа.
  • Число исходящих ссылок.
  • Количество социальных сетей, с которыми интегрирован сайт, и активность в них.
  • Упоминания доменного имени или бренда на других ресурсах.
  • Подтвержденные аккаунты в справочниках поисковиков.

Самыми важными здесь являются ссылочные факторы ранжирования (бэклинки), однако их удельный вес относительно текстовых (контент) и поведенческих в последние 3 года стал существенно ниже. Красноречивую диаграмму предлагает агентство Rush Agency:

Диаграмма о факторах ранжирования

Конечно, речи об отказе от совершенствования ссылочного профиля не идет. Но здесь лучше без фанатизма – за излишнее усердие в наращивании ссылочной массы можно попасть под фильтр ПС. Стоит отказаться от полюбившихся SEO-шникам массовых закупок на Miralinks и улучшать внешние факторы ранжирования медленно и с расстановкой. То есть использовать «белый» метод аутрич – договариваться о публикации напрямую с трастовыми сайтами - и, разумеется, публиковать контент, на который хочется ссылаться бесплатно.

 

Обсудим сотрудничество?

Какие задачи нужно решить:
Разработка сайта / интернет-магазина
Продвижение (SEO, Директ и т.п.)
Контент-маркетинг
Поддержка сайта (информационная, техническая)
Аудит сайта / интернет-магазина
Консультация
Задать вопрос специалисту
Заполните форму и мы вам быстро ответим

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Хочу бесплатный аудит
Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
Form
X
Хочу быть автором