Технически показатель отказов – это соотношение тех, кто коротко (до 15 секунд) посмотрел только одну страницу сайта, к общему количеству посетителей. Для расчетов применяют следующую формулу:
R b = T v/ T e, где T v – это число сессий, в которых пользователи взаимодействуют с единственной страницей, а T e – все посещения сайта.
Однако описанный способ позволяет получить лишь приблизительный результат. Чтобы найти точные данные, нужно, во-первых, учитывать в какой поисковой системе (Яндекс или Гугл) мы ищем отказы, а во-вторых, уметь правильно экстраполировать итоговые значения, учитывая специфику ниши, динамику конкурентного соперничества, сезонные факторы.
Также показатель отказов (Bounce Rate) – это метрика учета посетителей, которым ваш сайт показался скучным и бесполезным. Эти люди не идут дальше страницы входа, не используют активные формы и ссылки, ничего не покупают и покидают ресурс, едва начав скролить страницу.
Однако бывает и наоборот: человек не задерживается, потому что слишком быстро находит нужную информацию. Следовательно, причина отказов, это не всегда низкое качество контента или провал в UI/UX дизайне. Следует принимать во внимание источники трафика и специфику ниши.
А еще, нужно принять во внимание, что каждая система аналитики имеет собственный алгоритм расчетов показателя, который дает на выходе разный результат.
Отказы в Яндекс.Метрике и Google Analytics
Что такое отказы в Яндекс.Метрике, чем они отличаются от оценки Google Analytics, как найти, а затем исправить причину неудовольствия пользователей расскажет эта статья.
Яндекс.Метрика
Для этого инструмента отказом считается визит, продолжительность которого не превышает 15 секунд, в рамках которых пользователь просмотрел только одну страницу, при этом системой не было зафиксировано события «неотказ».
Google Analytics
Здесь иначе: отказ – это все тот же просмотр единственной страницы, но с важным отличием – нет ограничений по времени. Посетитель может зайти на страницу и выйти с нее через полчаса-час. Таким образом, для статистики Google длительность сессии не является свидетельством эффективности и элементом для расчета, значение имеет исключительно количество входов / выходов с одной страницы.
Зачем отслеживать отказы?
Показатели отказов Яндекс.Метрики и Google Analytics используют как инструмент систематизации и анализа поведения посетителей. Регулярное наблюдение за отказами позволяет:
- определить релевантность страницы нужному поисковому запросу;
- оценить удобство и актуальность дизайна сайта;
- обнаружить скрытые технические ошибки и недоработки.
Следует, однако, учитывать, что показатель отказов сам по себе, без привязки к отрасли, тематике, типу сайта и статистике остальных поведенческих метрик, не является признаком проблем, а лишь обозначает и характеризует процессы. О том, как использовать эти данные на практике мы расскажем ниже.
Где и как узнать точный показатель отказов вашего сайта
Как посмотреть отказы в Яндекс.Метрике и Google Analytics? Для начала, сайт нужно пройти процедуру подключения к сервисам и проверить корректность статистики посещений. Если все в порядке, дальше просто.
Яндекс.Метрика
Общий отчет доступен сразу на главной странице. Ищите виджет, который так и обозначен – «Отказы». Клик по заголовку в блоке открывает доступ к детальному графику активности посетителей за выбранный период.
Еще больше данных содержит раздел «Источники трафика», в котором столбец «Отказы» содержит цифры процента неудовлетворенных пользователей разделенные относительно каналов входа на сайт: из поиска, рекламные и внутренние переходы, мессенджеры.
Google Analytics
Доступ к статистике отказов в GA зависит от версии счетчика. В старой редакции виджет с «кривой», демонстрирующей общее время нахождения посетителей на сайте и показатель отказов, находятся на главной или тут: «Аудитория» -> «Обзор».
В обновленном интерфейсе счетчика Google Analytics 4, Bounce Rate в привычном виде отсутствует. По замыслу администрации его должна заменить метрика, показывающая аналогично Яндексу процент вовлеченных пользователей. Данные можно увидеть в разделе «Источники трафика».
Обновленная статистика учитывает сессии продолжительностью от 10 секунд, в рамках которых произошло минимум одно событие (конверсия) или от двух просмотров страниц. Все, что находится ниже границы – отказ.
Норма отказов в Яндекс.Метрике и Google Analytics
С одной стороны, вроде очевидно, если посетители без долгих раздумий покидают сайт, значит, не видят в нем пользы. С другой, есть ниши, в которых эффективность страницы выражается в обратном – коротком времени сессии.
Возьмем, такси. Обращаясь в службу через сайт, люди, как правило, не планируют задерживаться на нем. Открыл страницу, нашел номер для вызова, вышел. Качественное обслуживание и продуманный интерфейс сокращают время присутствия на таком сайте до 30 секунд.
К тому же, не забываем, алгоритмы Яндекса и Гугла считают поведение посетителей по-разному. Отсюда вопрос: какой процент отказов в Яндекс.Метрике считается нормальным? А в GA?
Однозначного ответа нет. Цифры, на которые призывают ориентироваться эксперты, очень приблизительны. Если суммировать рекомендации из топа, картина следующая:
- Яндекс.Метрика – 15-20% отказов;
- Google Analytics – 40-60%.
Самый низкий средний показатель у коммерческих ресурсов – 20-45%, высокий – у блогов – 85-90%. Это объяснимо, так как посетитель, который пришел за конкретным товаром, очевидно будет взаимодействовать со страницей активнее читателя, открывшего обзорную статью о лучших качествах того же товара, и погрузившегося в чтение на 10 минут.
Поэтому, прежде чем предпринимать шаги по приведению показателя отказов к «оптимальному» значению, определитесь с нишей.
Возможно, ваш сайт мастерски решает задачи визитеров за 30 секунд, и задерживаться на нем дольше не имеет смысла?
Не нужно сосредоточенно бороться с отказами, игнорируя остальные метрики поведения и конверсию. Задайте себе вопрос – человек «завис» на сайте, потому что не может решить проблему, или увлекся изучением содержимого, забыв о времени?
Каждый коммерческий сайт уникален и предполагает собственную модель поведения посетителей. Она тут же изменится, если вы добавите новый заголовок, обновите интерфейс или внедрите модный pop-up. Главное, чтобы эти новшества положительно сказывались на конечном результате – целевом действии.
Норма процента отказов в Яндекс.Метрике или Google Analytics в таком случае, становится второстепенным маркером поведения посетителей сайта, рассматривать который вне комплекса метрик и ожидаемых цифр конверсии, не имеет особого смысла.
Почему у Яндекс.Метрики и Google Analytics разные результаты
О принципиальной разнице в подходе подсчета отказов Я.М и GA мы уже сказали. Между тем, это основной, но не единственный повод присмотреться к работе счетчиков. Типичные причины неадекватной статистики:
- код счетчиков расположен в разных местах страницы (при равном количестве посетителей часть из них просто не учитывается);
- различный тайм-аут – период неактивности пользователя, после которого визит считается завершенным (по умолчанию – 30 минут);
- наличие у основного домена зеркал и поддоменов, данные с которых один сервис игнорирует, а второй использует в расчетах;
- разница в настройках отказов (Метрика, к примеру, фиксирует запрет на посещение с ряда IP, а для GA такие ограничения не установлены).
Обобщим: если различия в показаниях счетчиков слишком заметны и есть сомнения в корректности данных, скорее всего ошибка кроется в ручных настройках фильтров и разрешений. Хотя, сбои внутри систем учета Яндекса и Гугла, тоже не редкость.
Причины высокого показателя отказов
Вы сравнили отказы на своем сайте со средним показателем по нише / региону и обнаружили себя в аутсайдерах. Почему так происходит?
- Контент не закрывает интент. Проще говоря: реклама или поиск приводят людей за «черным», а вы продаете «белое», или «оттенки серого».
- Низкая скорость загрузки страниц. Нормально, когда сайт открывается за 2-3 секунды, идеально – мгновенно. Перегруженный код, огромные картинки и лишние плагины неприлично затягивают процесс, а клиент уходит туда, где быстро.
- Содержимое сайта больше не актуально. Ничего не раздражает больше вчерашних цен и «протухших» новостей. Превышение нормы отказов в метрике из-за устаревшей информации относится к наиболее распространенным проблемам.
- Ошибка или обман в рекламе. Посетитель хочет купить холодильник Bosch конкретной модели. Система подсовывает ему баннер или ссылку на сайт продавца, но вместо искомого товара покупатель видит главную страницу маркета бытовой электроники с общим каталогом или предложение очередной гемблинговой конторы. Отказ гарантирован.
- Слабый дизайн. Если UI – интерфейс пользователя сделан на коленке за 100 рублей, а креативность UX – опыт пользователя затрудняет навигацию, не стоит удивляться тому, что люди бегут от вас без кликов и конверсии.
- Неряшливая верстка. Сейчас не 2000 год, когда удобный размер шрифта, правильные интервалы между строками и наличие структуры в тексте считались лишним буржуазным пережитком. Сегодня это обязательный минимум.
- Непродуманная внутренняя перелинковка. Если логика переходов внутри сайта не понятна или ведет не туда, куда нужно посетителям, они не станут разгадывать ребусы и уйдут.
- Проблемы с адаптацией экранов. Об этом странно говорить, но многие вебмастера до сих пор игнорируют потребности мобильной аудитории, забывая про адаптивную верстку под карманные гаджеты и планшеты. Между тем, доля портативных устройств в общем интернет-трафике за 2021 год составила 81%.
- Недоступный фидбэк. Номера телефонов, иконки социальных сетей, виджеты мессенджеров и форма заказа обратной связи – обязательные атрибуты коммерческой онлайн-площадки. Не заставляйте посетителей тратить время на поиск контактных данных.
- Сайт не защищен. Безопасность обмена информацией в интернете имеет вполне конкретный маркер – SSL-сертификат. Его наличие сообщает о легальности ресурса и надежности каналов обмена информацией между устройством клиента и сервером. Некоторым пользователям важно видеть в строке браузера HTTPS, а не HTTP.
Аудит указанных «тонких» мест с исправлением ошибок в структуре сайта не гарантирует попадания в допустимый процент отказов в Яндекс.Метрике или Google Analytics, это лишь базовый перечень типичных проблем. Тем не менее, оптимизация проекта по данному списку увеличивает вероятность конверсии. Предлагаем проверить лично и поделиться опытом в комментариях.
Улучшения показателя отказов для рекламных компаний
Нам уже известно, что такое отказы в маркетинге и рекламе, и какие факторы ведут к повышению этого показателя. Теперь перечислим проверенные временем способы исправить ситуацию.
Оптимизируйте контент
Ключевики с высокой частотностью, конечно, помогают «затащить» сайт в топ. Однако в гонке за ростом посещаемости не стоит упускать из виду качество и релевантность контента. Работая с запросами, старайтесь максимально полно раскрывать тему. Не давайте читателю уходить за ответами в другое место.
Не забывайте обновлять материалы. Со временем любой инфоповод теряет актуальность и требует дополнений. Что значат отказы в Яндекс.Метрике? В первую очередь – это раздражение посетителей бесполезным контентом.
Отрегулируйте счетчики (как следует)
Настройка сервисов по умолчанию редко ведет к точности результатов, счетчики Я.М и GA – не исключение. Если вам нужна истинная статистика, без «докрутки» руками не обойтись.
Подключение Метрики к сайту запускает счетчик отказов, где длительность сессии менее 15 секунд. Для получения корректных сведений его нужно перенастраивать индивидуально, согласно условиям жизни проекта.
Поэтому, не спешите хвататься за голову, если процент коротких визитов аномально превышает норму. Возможно дело в настройках, а в реальности сайт в порядке.
Сократите рекламу
Посетители давно смирились с обилием рекламы в интернете, но если за ней не видно контента – это путь в никуда. Калейдоскоп поп-апов и баннеров раздражает и уводит внимание от цели визита. Как итог, рост отказов.
Проверьте дизайн и юзабилити
Не каждый пользователь следит за трендами в оформлении сайтов, но неопрятную верстку не спрячешь. А если к «съехавшем» тексту и графике добавится квест по поиску форм и кнопок, человек не станет терять время и уйдет.
Ускорьте загрузку сайта
Как считаются отказы в метрике? Один из главных критериев – досрочный выход пользователя. И здесь на первое место выходит скорость загрузки сайта. Чем она выше, тем меньше отказов. Избавьтесь от креативных, но сложных и «тяжелых» визуальных элементов в оформлении страниц, если они увеличивают время загрузки.
Не забудьте оптимизировать контент под мобильный трафик. Процент отказных визитов значительно сократится, если сделать содержимое сайта удобным для просмотра с карманных устройств.
Влияет ли показатель отказов на ранжирование сайта
Прямой связи нет. Тот же Google, устами официальных представителей, уже не первый год заявляет, что отказы – это ненадежный и «шумный» показатель, влияние которого на позиции в поисковой выдаче не стоит переоценивать.
Часть проектов создается, чтобы решать проблемы пользователей с максимально возможной скоростью. К примеру, вы ищете график работы аптеки рядом с домом. Несколько секунд, пара кликов, нужная информация найдена на сайте сети, и удовлетворенный вы покидаете ресурс. Это отказ? Нет, но система думает иначе.
То же самое с лендингами. Какая разница, что считается отказом в Яндекс.Метрике, если вся информация о товаре или услуге находится на одной странице и клиенту ненужно никуда больше идти?
В свою очередь низкий bounce rate, еще не повод расслабиться. Представим интернет-магазин в котором тысячи позиций, но нет внутреннего поиска. Чтобы найти нужный товар, узнать его характеристики и сравнить с аналогами, посетителю нужно перерыть кучу страниц и, далеко не факт, что такое обслуживание заставит его сделать покупку, скорее наоборот. Показатель отказов в этом случае будет близок к идеальному, в вот конверсия – провальной.
Какой вывод можно сделать из всего перечисленного? Анализировать статистику отказов, безусловно, нужно, но рассматривать ее как фундаментальный показатель качества сайта не стоит. Как не нужно и рассчитывать на мгновенный импульс в топ выдачи при заметном снижении этого показателя.
Комментарии