Что такое апдейт в Яндексе и Google и как его проверить

Если при виде просадки позиций сайта вы покрываетесь испариной и у вас начинается тремор, сразу понятно: в SEO вы новичок. Для мастера SEO-продвижения просадка позиций – вовсе не стресс, скорее обыденность. Он твёрдо уверен, что всё делает правильно, и не переживает, что позиции просели по его вине. Поиск причины он начинает вовне. Вполне возможно, произошёл апдейт поисковых систем, и поэтому выдачу «штормит». Тогда всё «устаканится» само собой, и терять нервные клетки попросту бессмысленно.

Так что это такое – апдейт – и как понять, что именно он является причиной нестабильности позиций? Расскажем в статье.

Что такое апдейт с точки зрения SEO

Что такое апдейт с точки зрения SEO - картинка

Сначала объясним, что такое апдейт, по-умному – как описано в специализированной литературе. Апдейтом называется обновление базы поисковой системы. На основе обновления базы происходит обновление поисковой выдачи.

Замечание! Апдейт от английского «up to date» - актуальный на данный момент.

Объяснить, что это такое – апдейт – простыми словами можно так: это пополнение информации о сайтах – в частности, о контенте и изменениях, внесённых в него, ссылочной массе сайта, поведенческих факторах. Каждый посетитель вносит лепту в поведенческие. С точки зрения поисковой системы немедленно реагировать на всякое мелкое изменение невозможно – не хватит ресурсов. Когда изменений накапливается достаточно, система берёт их в расчёт и меняет выдачу соответственно. Что это? Апдейт.

Зачем нужны апдейты и как работают

Зачем нужны апдейты поисковиков - картинка

Апдейты необходимы, чтобы выдача оставалась актуальной. Они служат глобальной цели поисковых систем – чтобы люди могли находить наиболее точные и исчерпывающие ответы на вопросы. Без апдейтов выдача оставалась бы статичной.

Апдейты – такая штука, благодаря которой у SEO-шников всегда есть работа. Даже если статья уже выбралась на первую позицию в выдаче, нельзя бросать работать над ней. Через год вы можете не обнаружить эту статью в ТОП-10 – если конкуренты придумают, как подать информацию проще, понятнее и креативнее, они просто вытеснят её.

Советуем! Чтобы статья оставалась на первых строках в выдаче, нужно её периодически актуализировать и при необходимости дополнять.

Рассмотрим, как работает апдейт, на примере. Представим, вы ведёте сайт магазина электроники. В магазин поступает новая модель смартфона. Вы заводите карточку товара, заполняете спецификации, размещаете SEO-текст и публикуете страницу. Означает ли это, что вы немедленно обнаружите опубликованную страницу в выдаче?

Нет.

Увы, но добиться появления страницы в выдаче сложнее, чем распаковать смартфон и выставить на витрину. Новая страница попадает на своеобразный конвейер, который состоит из двух роботов. Первый – назовём его «кладовщик» – разбирает груды контента, который публикуют веб-мастера. Страницам, которые ему не приглянулись, он присваивает статус «недостаточно качественная», остальные добавляет в специальную базу – индекс. Второй – пусть будет «аналитик» – распределяет то, что отобрал «кладовщик» по позициям, производит ранжирование. Когда робот-аналитик присваивает новым страницам (включая вашу) позицию в выдаче, и она, как следствие, меняется, говорят, что происходит апдейт. То есть карточка нового смартфона попадёт в выдачу не немедленно, а с ближайшим апдейтом.

Что такое степень изменения выдачи («шторм»)

Для SEO-специалистов степень изменения выдачи и «шторм» – синонимы. Речь идёт о показателе, который выражается в процентах и говорит, как сильно изменилась выдача. При апдейте «Яндекса» шторм замеряется путём сопоставления Топ-30, зафиксированных несколько раз в сутки, по выборке запросов.

Если Топ-30, зафиксированный, например, в 14:30, не отличается от Топ-30, зафиксированного в 15:00, говорят, что степень изменения выдачи – 0%. Если Топ изменился полностью – 100%. Как правило, для измерения степени изменения выдачи Топ-30 фиксируют каждые полчаса.

У «Яндекса» и Google разные апдейты?

Апдейты Яндекса и Гугла - картинка

У «Яндекса» и Google в принципе разные подходы к обновлению информации. У Google апдейты выдачи происходят настолько часто, что такие изменения сложно даже назвать апдейтами. Роботы начинают собирать информацию о странице, как только она оказывается опубликованной. Google может себе позволить такую простоту – у него хватает мощностей.

Апдейтов Гугла всего два. Помимо апдейта выдачи есть ещё апдейт PageRank – показателя важности страниц в зарубежном поисковике. Хоть Google и убрал тулбарный PR, в полную отмену этого показателя никто не верит. Апдейт PageRank происходит примерно раз в 3 месяца.

У Yandex апдейтов значительно больше:

  1. Текстовый апдейт. SEO-специалисты с большим нетерпением ждут именно текстового апдейта «Яндекса», поскольку в выдачу добавляются новые страницы и меняются позиции у страниц с обновленными метатегами и текстами. Кроме того, позиции изменяются у страниц, которые оптимизаторы каким-то образом изменили – например, обновили тайтл.
  2. Ссылочный апдейт. Во время ссылочного апдейта «Яндекса» производится пересчёт всех ссылок, которые ведут на сайт. Плюс обновляются анкорные листы страниц. Как правило, текстовые и ссылочные апдейты происходят одновременно.
  3. Апдейт статических факторов. Сюда входят апдейты фавиконок, зеркал сайта и, конечно, ИКС. Раньше вместо апдейта ИКС был апдейт ТИЦ «Яндекса». Чёткой периодичности обновления показателя ИКС нет – меняется он примерно 1 раз в месяц.
  4. Апдейт поведенческих факторов. Происходит обновление информации о том, как пользователи вели себя на сайте – насколько быстро покидали его, сколько страниц просматривали за один визит. Такие апдейты классифицируются на 2 типа:
    • микроапдейты – происходят регулярно, незначительно влияют на выдачу;
    • медленные апдейты – случаются раз в 3-6 месяцев, но «перетряхивают» всю выдачу.
  5. Апдейт фильтров. Заключается в изменении поисковой системой порогов допустимого. Например, если ПС повысит пороговое значение допустимого количества внешних ссылок на сайт, полученных за короткий промежуток времени, это приведёт к выходу ряда ресурсов из-под фильтра «Минусинск».

«Яндекс» не обладает такими мощностями, как Google, и не может себе позволить обновлять информацию «в режиме реального времени», поэтому выкручивается, вводя подобную хитрую схему с множеством апдейтов. Это сильно усложняет работу SEO-шникам, поскольку возникают трудности с установлением причинно-следственных связей. Если ты изменил страницу и хочешь понять, как «Яндекс» отреагировал, придётся ждать несколько дней, а то и недель. Ради чистоты эксперимента в течение данного срока от глобальных работ над сайтом следует отказаться.

Как проверить апдейты в Яндекс и Google

Сервисы проверки апдейтов Яндекса и Гугла - картинка

Рабочих сервисов, с помощью которых можно проверить точные апдейты «Яндекса» и Google, мало. Ниже субъективный рейтинг программ по точности и понятности в порядке убывания.

Апдейты «Яндекса» от PixelPlus

Подходит как для быстрого чека, так и для серьёзной вдумчивой проверки. Если хочешь быстро проверить, было ли глобальное изменение, заходишь на страницу сервиса и смотришь на график на первом экране.

Апдейты поисковиков в сервисе PixelPlus - скриншот

Красный «столбик» говорит о том, что выдачу «штормит». Следовательно, не стоит слишком переживать, если позиции страниц сайта изменились. Нужно просто взять позиции на плотный контроль и начать бить тревогу, если они не восстановятся в течение нескольких дней. 4 апреля (в день, когда писалась эта статья) – последний апдейт «Яндекса», столбик «зелёного» цвета. Это свидетельствует об абсолютном «штиле».

Изучив сервис подольше, можно обнаружить, что он позволяет анализировать выдачу по таким критериям, как средняя длина метатегов в топе, доля главных страниц, распределение топа по доменным зонам.

Апометр Топвизор

Другое название – «Точные апдейты Яндекса и Google». К созданию этого сервиса ребята из «Топвизор» подошли с фантазией. Полное ощущение, будто проверяешь прогноз погоды.

Апдейты поисковиков в сервисе Топвизор - скриншот

Симпатичный внешний вид – не единственное достоинство сервиса. Есть и другие:

  • Можно проверить степень изменения выдачи по «Яндекс» и Google в разных городах – в том числе в зарубежных.
  • Есть оценка изменения выдачи в разрезе по разным отраслям: «недвижимость», «юридические услуги», «разработка сайтов».
  • Доступна история изменения выдачи за несколько последних лет.

Сервис от MegaIndex

Ничего лишнего – просто история апдейтов «Яндекса», Google и Mail, выраженная в процентах. Номинально здесь присутствует даже Bing, однако его колонка пуста.

Апдейты поисковиков в сервисе MegaIndex - скриншот

Чтобы было проще ориентироваться в относительных значениях, отметим, что 13% - это незначительное изменение выдачи. При значении свыше 20% уместно говорить о сильном «шторме». Правда, у Google вы таких значений не встретите – у него всё планомерно и размеренно.

Сервис от PR-CY

Такой же индикатор апдейтов, что у MegaIndex. Только ребята из PR-CY сочли, что апдейты в Mail.ru вам «как рыбе зонтик» – весьма резонно, кстати.

Апдейты поисковиков в сервисе PR-CY - скриншот

Преимущество сервиса в том, что можно посмотреть, когда были апдейты Яндекс ИКС, и даже узнать, что думают об этих апдейтах коллеги – поскольку доступны обсуждения.

Правильные апдейты «Яндекса» от tools.promosite.ru

Информативный сервис, но слишком замороченный. Если вы хотите просто зайти и посмотреть, насколько сильно изменилась выдача, это не ваш вариант. Недостатком сервиса также считаем архаичный дизайн – чувство, будто сайт не модернизировали с момента создания интернета.

Апдейты поисковиков в сервисе tools promosite - скриншот

RDS Bar

Это не программа и не сервис, а плагин для браузеров Google Chrome и «Яндекс.Браузер». Вы просто заходите на сайт, кликаете на иконку плагина в браузере, и на экране появляется информация о сайте. Довольно удобно.

Апдейты поисковиков в сервисе RDS Bar - скриншот

По умолчанию опция проверки апдейтов может быть не активирована. Вам стоит кликнуть на иконку плагина в браузере правой кнопкой мыши, выбрать «Настройки» и во вкладке «Яндекс / Google поиск» проставить галочку напротив «Даты апдейтов».

Апдейты поисковиков в сервисе RDS Bar - скриншот

Analyzethis

Бесплатная программа, которая предоставляет информацию об апдейтах сразу в 4-х поисковых системах – помимо традиционных Google и «Яндекса» это Rambler и Mail.ru.

Апдейты поисковиков в сервисе Analyzethis - скриншот

«Фишка» сервиса – в том, что он также умеет определять в частности коммерческие апдейты поисковых систем.

Allpositions

Allpositions – платный сервис, однако проверить, был ли апдейт «Яндекса», здесь можно и бесплатно. Блок с этой информацией присутствует на главной странице.

Апдейты поисковиков в сервисе Allpositions - скриншот

Форум на SearchEngines

SearchEngines.guru – самое крупное сообщество людей, увлечённых SEO. Бывает, что здесь сообщают о появлении нового фильтра или алгоритма даже раньше официального релиза.

Апдейты поисковиков на форуме SearchEngines - скриншот

Чтобы задать здесь вопрос или вступить в диалог с другим участником форума, придётся пройти регистрацию.

Зачем анализировать апдейты

Зачем анализировать апдейты поисковиков - картинка

Анализ апдейтов – своеобразная форма общения с поисковой системой. Апдейтом она даёт вам ответ, реакцию на изменения, которые вы внесли.

Скажем, вы решили добиться улучшения позиций через изменение тайтлов. Уверены ли вы, что новые тайтлы дадут прирост в позициях? Вряд ли. Тогда разумно поменять тайтлы только у некоторой группы однородных страниц. Дождавшись апдейта, вы сможете сравнить, как изменились позиции у страниц со старыми и новыми тайтлами. Если у обновлённых страниц после апдейта прирост в позициях действительно есть, а старые страницы «закапываются» всё глубже, есть смысл заняться массовым обновлением метатегов на сайте.

Если поменяете тайтлы и, не дождавшись апдейта, признаете эксперимент неудачным, просто потеряете время.

Заключение

Хороший SEO-специалист не может себе позволить бардак в голове. Он должен ясно понимать, какой результат дала та работа над сайтом, которую он выполнил. Добиться такой ясности можно, проводя периодический мониторинг апдейтов поисковых систем. «Увязывая» собственные действия с апдейтами, начинаешь лучше понимать поисковую систему.

Замерить степень изменения выдачи при апдейте – задача, требующая таких массивных вычислений, которые человеку не по плечу. К счастью, SEO-шникам с этим помогают специальные сервисы. Если позиции сайта сильно просели, не стоит впадать в панику и посыпать голову пеплом, судорожно вспоминая про выполненный объем работ, чтобы как-то оправдаться перед руководителем или клиентом. Этим грешат начинающие SEO-шники. Лучше загляните в «Апометр» Топвизора или программу «Апдейты Яндекса» компании Пиксель Плюс. Возможно, окажется, что просто в выдаче сильный «шторм».

 

Обсудим сотрудничество?

Какие задачи нужно решить:
Разработка сайта / интернет-магазина
Продвижение (SEO, Директ и т.п.)
Контент-маркетинг
Поддержка сайта (информационная, техническая)
Аудит сайта / интернет-магазина
Консультация
Задать вопрос специалисту
Заполните форму и мы вам быстро ответим

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Хочу бесплатный аудит
Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
Form
X
Хочу быть автором