Если при виде просадки позиций сайта вы покрываетесь испариной и у вас начинается тремор, сразу понятно: в SEO вы новичок. Для мастера SEO-продвижения просадка позиций – вовсе не стресс, скорее обыденность. Он твёрдо уверен, что всё делает правильно, и не переживает, что позиции просели по его вине. Поиск причины он начинает вовне. Вполне возможно, произошёл апдейт поисковых систем, и поэтому выдачу «штормит». Тогда всё «устаканится» само собой, и терять нервные клетки попросту бессмысленно.
Так что это такое – апдейт – и как понять, что именно он является причиной нестабильности позиций? Расскажем в статье.
Что такое апдейт с точки зрения SEO
Сначала объясним, что такое апдейт, по-умному – как описано в специализированной литературе. Апдейтом называется обновление базы поисковой системы. На основе обновления базы происходит обновление поисковой выдачи.
Замечание! Апдейт от английского «up to date» - актуальный на данный момент.
Объяснить, что это такое – апдейт – простыми словами можно так: это пополнение информации о сайтах – в частности, о контенте и изменениях, внесённых в него, ссылочной массе сайта, поведенческих факторах. Каждый посетитель вносит лепту в поведенческие. С точки зрения поисковой системы немедленно реагировать на всякое мелкое изменение невозможно – не хватит ресурсов. Когда изменений накапливается достаточно, система берёт их в расчёт и меняет выдачу соответственно. Что это? Апдейт.
Зачем нужны апдейты и как работают
Апдейты необходимы, чтобы выдача оставалась актуальной. Они служат глобальной цели поисковых систем – чтобы люди могли находить наиболее точные и исчерпывающие ответы на вопросы. Без апдейтов выдача оставалась бы статичной.
Апдейты – такая штука, благодаря которой у SEO-шников всегда есть работа. Даже если статья уже выбралась на первую позицию в выдаче, нельзя бросать работать над ней. Через год вы можете не обнаружить эту статью в ТОП-10 – если конкуренты придумают, как подать информацию проще, понятнее и креативнее, они просто вытеснят её.
Советуем! Чтобы статья оставалась на первых строках в выдаче, нужно её периодически актуализировать и при необходимости дополнять.
Рассмотрим, как работает апдейт, на примере. Представим, вы ведёте сайт магазина электроники. В магазин поступает новая модель смартфона. Вы заводите карточку товара, заполняете спецификации, размещаете SEO-текст и публикуете страницу. Означает ли это, что вы немедленно обнаружите опубликованную страницу в выдаче?
Нет.
Увы, но добиться появления страницы в выдаче сложнее, чем распаковать смартфон и выставить на витрину. Новая страница попадает на своеобразный конвейер, который состоит из двух роботов. Первый – назовём его «кладовщик» – разбирает груды контента, который публикуют веб-мастера. Страницам, которые ему не приглянулись, он присваивает статус «недостаточно качественная», остальные добавляет в специальную базу – индекс. Второй – пусть будет «аналитик» – распределяет то, что отобрал «кладовщик» по позициям, производит ранжирование. Когда робот-аналитик присваивает новым страницам (включая вашу) позицию в выдаче, и она, как следствие, меняется, говорят, что происходит апдейт. То есть карточка нового смартфона попадёт в выдачу не немедленно, а с ближайшим апдейтом.
Что такое степень изменения выдачи («шторм»)
Для SEO-специалистов степень изменения выдачи и «шторм» – синонимы. Речь идёт о показателе, который выражается в процентах и говорит, как сильно изменилась выдача. При апдейте «Яндекса» шторм замеряется путём сопоставления Топ-30, зафиксированных несколько раз в сутки, по выборке запросов.
Если Топ-30, зафиксированный, например, в 14:30, не отличается от Топ-30, зафиксированного в 15:00, говорят, что степень изменения выдачи – 0%. Если Топ изменился полностью – 100%. Как правило, для измерения степени изменения выдачи Топ-30 фиксируют каждые полчаса.
У «Яндекса» и Google разные апдейты?
У «Яндекса» и Google в принципе разные подходы к обновлению информации. У Google апдейты выдачи происходят настолько часто, что такие изменения сложно даже назвать апдейтами. Роботы начинают собирать информацию о странице, как только она оказывается опубликованной. Google может себе позволить такую простоту – у него хватает мощностей.
Апдейтов Гугла всего два. Помимо апдейта выдачи есть ещё апдейт PageRank – показателя важности страниц в зарубежном поисковике. Хоть Google и убрал тулбарный PR, в полную отмену этого показателя никто не верит. Апдейт PageRank происходит примерно раз в 3 месяца.
У Yandex апдейтов значительно больше:
- Текстовый апдейт. SEO-специалисты с большим нетерпением ждут именно текстового апдейта «Яндекса», поскольку в выдачу добавляются новые страницы и меняются позиции у страниц с обновленными метатегами и текстами. Кроме того, позиции изменяются у страниц, которые оптимизаторы каким-то образом изменили – например, обновили тайтл.
- Ссылочный апдейт. Во время ссылочного апдейта «Яндекса» производится пересчёт всех ссылок, которые ведут на сайт. Плюс обновляются анкорные листы страниц. Как правило, текстовые и ссылочные апдейты происходят одновременно.
- Апдейт статических факторов. Сюда входят апдейты фавиконок, зеркал сайта и, конечно, ИКС. Раньше вместо апдейта ИКС был апдейт ТИЦ «Яндекса». Чёткой периодичности обновления показателя ИКС нет – меняется он примерно 1 раз в месяц.
- Апдейт поведенческих факторов. Происходит обновление информации о том, как пользователи вели себя на сайте – насколько быстро покидали его, сколько страниц просматривали за один визит. Такие апдейты классифицируются на 2 типа:
- микроапдейты – происходят регулярно, незначительно влияют на выдачу;
- медленные апдейты – случаются раз в 3-6 месяцев, но «перетряхивают» всю выдачу.
- Апдейт фильтров. Заключается в изменении поисковой системой порогов допустимого. Например, если ПС повысит пороговое значение допустимого количества внешних ссылок на сайт, полученных за короткий промежуток времени, это приведёт к выходу ряда ресурсов из-под фильтра «Минусинск».
«Яндекс» не обладает такими мощностями, как Google, и не может себе позволить обновлять информацию «в режиме реального времени», поэтому выкручивается, вводя подобную хитрую схему с множеством апдейтов. Это сильно усложняет работу SEO-шникам, поскольку возникают трудности с установлением причинно-следственных связей. Если ты изменил страницу и хочешь понять, как «Яндекс» отреагировал, придётся ждать несколько дней, а то и недель. Ради чистоты эксперимента в течение данного срока от глобальных работ над сайтом следует отказаться.
Как проверить апдейты в Яндекс и Google
Рабочих сервисов, с помощью которых можно проверить точные апдейты «Яндекса» и Google, мало. Ниже субъективный рейтинг программ по точности и понятности в порядке убывания.
Апдейты «Яндекса» от PixelPlus
Подходит как для быстрого чека, так и для серьёзной вдумчивой проверки. Если хочешь быстро проверить, было ли глобальное изменение, заходишь на страницу сервиса и смотришь на график на первом экране.
Красный «столбик» говорит о том, что выдачу «штормит». Следовательно, не стоит слишком переживать, если позиции страниц сайта изменились. Нужно просто взять позиции на плотный контроль и начать бить тревогу, если они не восстановятся в течение нескольких дней. 4 апреля (в день, когда писалась эта статья) – последний апдейт «Яндекса», столбик «зелёного» цвета. Это свидетельствует об абсолютном «штиле».
Изучив сервис подольше, можно обнаружить, что он позволяет анализировать выдачу по таким критериям, как средняя длина метатегов в топе, доля главных страниц, распределение топа по доменным зонам.
Апометр Топвизор
Другое название – «Точные апдейты Яндекса и Google». К созданию этого сервиса ребята из «Топвизор» подошли с фантазией. Полное ощущение, будто проверяешь прогноз погоды.
Симпатичный внешний вид – не единственное достоинство сервиса. Есть и другие:
- Можно проверить степень изменения выдачи по «Яндекс» и Google в разных городах – в том числе в зарубежных.
- Есть оценка изменения выдачи в разрезе по разным отраслям: «недвижимость», «юридические услуги», «разработка сайтов».
- Доступна история изменения выдачи за несколько последних лет.
Сервис от MegaIndex
Ничего лишнего – просто история апдейтов «Яндекса», Google и Mail, выраженная в процентах. Номинально здесь присутствует даже Bing, однако его колонка пуста.
Чтобы было проще ориентироваться в относительных значениях, отметим, что 13% - это незначительное изменение выдачи. При значении свыше 20% уместно говорить о сильном «шторме». Правда, у Google вы таких значений не встретите – у него всё планомерно и размеренно.
Сервис от PR-CY
Такой же индикатор апдейтов, что у MegaIndex. Только ребята из PR-CY сочли, что апдейты в Mail.ru вам «как рыбе зонтик» – весьма резонно, кстати.
Преимущество сервиса в том, что можно посмотреть, когда были апдейты Яндекс ИКС, и даже узнать, что думают об этих апдейтах коллеги – поскольку доступны обсуждения.
Правильные апдейты «Яндекса» от tools.promosite.ru
Информативный сервис, но слишком замороченный. Если вы хотите просто зайти и посмотреть, насколько сильно изменилась выдача, это не ваш вариант. Недостатком сервиса также считаем архаичный дизайн – чувство, будто сайт не модернизировали с момента создания интернета.
RDS Bar
Это не программа и не сервис, а плагин для браузеров Google Chrome и «Яндекс.Браузер». Вы просто заходите на сайт, кликаете на иконку плагина в браузере, и на экране появляется информация о сайте. Довольно удобно.
По умолчанию опция проверки апдейтов может быть не активирована. Вам стоит кликнуть на иконку плагина в браузере правой кнопкой мыши, выбрать «Настройки» и во вкладке «Яндекс / Google поиск» проставить галочку напротив «Даты апдейтов».
Analyzethis
Бесплатная программа, которая предоставляет информацию об апдейтах сразу в 4-х поисковых системах – помимо традиционных Google и «Яндекса» это Rambler и Mail.ru.
«Фишка» сервиса – в том, что он также умеет определять в частности коммерческие апдейты поисковых систем.
Allpositions
Allpositions – платный сервис, однако проверить, был ли апдейт «Яндекса», здесь можно и бесплатно. Блок с этой информацией присутствует на главной странице.
Форум на SearchEngines
SearchEngines.guru – самое крупное сообщество людей, увлечённых SEO. Бывает, что здесь сообщают о появлении нового фильтра или алгоритма даже раньше официального релиза.
Чтобы задать здесь вопрос или вступить в диалог с другим участником форума, придётся пройти регистрацию.
Зачем анализировать апдейты
Анализ апдейтов – своеобразная форма общения с поисковой системой. Апдейтом она даёт вам ответ, реакцию на изменения, которые вы внесли.
Скажем, вы решили добиться улучшения позиций через изменение тайтлов. Уверены ли вы, что новые тайтлы дадут прирост в позициях? Вряд ли. Тогда разумно поменять тайтлы только у некоторой группы однородных страниц. Дождавшись апдейта, вы сможете сравнить, как изменились позиции у страниц со старыми и новыми тайтлами. Если у обновлённых страниц после апдейта прирост в позициях действительно есть, а старые страницы «закапываются» всё глубже, есть смысл заняться массовым обновлением метатегов на сайте.
Если поменяете тайтлы и, не дождавшись апдейта, признаете эксперимент неудачным, просто потеряете время.
Заключение
Хороший SEO-специалист не может себе позволить бардак в голове. Он должен ясно понимать, какой результат дала та работа над сайтом, которую он выполнил. Добиться такой ясности можно, проводя периодический мониторинг апдейтов поисковых систем. «Увязывая» собственные действия с апдейтами, начинаешь лучше понимать поисковую систему.
Замерить степень изменения выдачи при апдейте – задача, требующая таких массивных вычислений, которые человеку не по плечу. К счастью, SEO-шникам с этим помогают специальные сервисы. Если позиции сайта сильно просели, не стоит впадать в панику и посыпать голову пеплом, судорожно вспоминая про выполненный объем работ, чтобы как-то оправдаться перед руководителем или клиентом. Этим грешат начинающие SEO-шники. Лучше загляните в «Апометр» Топвизора или программу «Апдейты Яндекса» компании Пиксель Плюс. Возможно, окажется, что просто в выдаче сильный «шторм».
Комментарии