Анализ сайта для Google: делаем красиво качественные страницы

С момента, когда «Яндекс» принялся «пихать» «Дзен» и «Кью» в топ выдачи, органический трафик сайтов «простых смертных» упал «ниже плинтуса». SEO-специалисты, поняв, что ловить тут скоро будет нечего, принялись приручать Google, прежде традиционно бывший на вторых ролях по сравнению с российским поисковиком. И обнаружили, что «Гугл» живёт по своим законам.

У «Яндекс» и «Гугл» много общих факторов ранжирования, однако то, что критически важно для «Яши», Google может ценить постольку-поскольку. В статье разберём, как выполнить анализ сайта для Google и чему нужно уделить внимание в первую очередь.

Что такое качественная страница для Google

Качественная страница для Google - картинка

Ничего экстраординарного: качественная страница для «Гугл» – отвечающая ожиданиям пользователя. Например, относительно запроса «жд новосибирск цена» качественной будет страница с расписанием поездов и ценниками билетов до Новосибирска. А страницу, содержащую текстовую простыню, полную пространных рассуждений о том, чем хорош Новосибирск и из чего складывается цена железнодорожного билета, вы в топе не увидите. Пользователь не хочет читать – он хочет знать цену.

Для тех, кто желает углубиться в тему и понять, каких именно сайтов ждёт Google, поисковый гигант опубликовал руководство для асессоров. Напомним, асессоры – люди, проводящие ручной анализ сайтов для «Гугл» и обучающие нейронную сеть Google Machine Learning. Руководство для асессоров доступно на русском языке любому желающему. Правда, в один присест его не осилишь – оно состоит из 178 страниц. Вот основные выжимки оттуда:

  • Контент на странице должен быть достоверным и экспертным. Это прежде всего относится к сайтам категории YMYL («Кошелёк или жизнь») – посвящённым медицинской, финансовой и другим тематикам, непосредственно связанным с благополучием и здоровьем человека. Крайне важно указывать автора. Если вам удалось заполучить в качестве автора эксперта, писавшего для крупных медицинских ресурсов, поисковик к вашему контенту будет относиться заведомо благосклонно.
  • Страница должна быть хорошо структурирована. С одной стороны, нужно раскрыть тему предельно полно. Как правило, это «выливается» в довольно обширную статью. С другой стороны, у пользователя должна быть возможность быстро найти и «выхватить» из обширной статьи кусок информации, который необходим. Структурируя контент на странице, мы даём пользователю такую возможность.
  • Исходящие внешние ссылки – не порок. Оптимизаторы-староверы трясутся за каждую исходящую с сайта ссылку, полагая, что по ссылкам вес сайта «утекает». В 2021-м переживать не следует: ПС научились отличать «легитимные» ссылки на использованные материалы от «спамных». Исходящие внешние ссылки сайту ещё и в плюс пойдут, поскольку окажутся «пруфом» того, что автор проштудировал авторитетные источники информации перед написанием статьи.
  • Изображениям – быть! Картинки «отягощают» страницу. SEO-оптимизаторы часто отказываются от иллюстраций, лишь бы PageSpeed не бранился. Жертвовать художественным контентом ради скорости загрузки точно незачем. Однако изображения должны быть по теме и в идеале – уникальными. Использовать неуникальные изображения допустимо, но с указанием авторства.

Сложно ли делать такие страницы? Не столько сложно, сколько дорого. Автор-эксперт запросто может запросить 500-1000 рублей за килознак. Плюс надо заплатить дизайнеру за красивую графику и контент-менеджеру, чтобы тот статью толково разместил и структурировал. «Старая схема», когда заказываешь текст у копирайтера по 50 руб / кз, качаешь картинки из коллекций «Яндекс» и швыряешь на сайт как попало, обходилась существенно дешевле. Только теперь это не работает.

Что такое скорость загрузки сайта и почему она важна для Google

Скорость загрузки сайта в Google - скриншот

В 2009 году сооснователь компании Google Ларри Пейдж выразил такую идею:

Основатель Google о скорости загрузки сайта  - картинка

То есть переход с одной страницы на другую в интернете должен быть быстрым, как перелистывание страниц в глянцевом журнале. Это стало отправной точкой истерии по поводу времени загрузки сайта.

Время загрузки сайта – время от HTTP-запроса браузера до момента полной отрисовки всех элементов на сайте. О том, что скорость загрузки сайта является фактором ранжирования, Google сообщил в 2010 году. В 2017-м скорость стала сигналом в мобильном поиске – это также официальная новость из Центра Search Console, а не домыслы SEO-шников. Примерно тогда «волна» захлестнула и российское SEO. Началась повсеместная охота за зелёной зоной PageSpeed, а программисты, способные грамотно «пожать» HTML-код, стали столь же востребованы, как психологи во время эпохи самоизоляции.

Заметка. Если ваш сайт загружается за секунду – это отличный показатель. Две секунды – нормальное время. Три-четыре секунды – не критично, но стоит задуматься о повышении скорости. Пять секунд и больше – катастрофа!

Признаем, быстрая отрисовка сайтов – не просто капризная прихоть Google. Интернет – высококонкурентная среда, и ваш сайт – вряд ли монополист в плане информации, которую вы предлагаете. Вместо того, чтобы ждать, когда ваш сайт «соизволит» отрисоваться и элементы станут кликабельными, пользователь просто перейдёт на следующий ресурс в выдаче. Этот сайт, быстрый, как молния, получит «лавры» в виде внимания пользователя вместо вашего ресурса.

Предлагаем
продвижение сайта в Google

По теме проведено немало исследований и опросов. Опрос ресурса Unbounce, красноречиво названный «Think Fast», показал, что почти 60% респондентов не готовы ждать загрузки мобильной страницы свыше 6 секунд.

Время ожидания пользователем загрузки страницы в Google - скриншот

Если сравнивать эти данные с данными Google, можно сказать, что респонденты «покривили душой». Согласно замерам «Гугл», люди более нетерпеливы и в большинстве своём уходят с медленных сайтов в течение 3 секунд. С точки зрения поисковой системы странно держать в топе выдачи сайты, с которых пользователи сбегают. Поэтому медленные сайты уходят вниз – что кажется совершенно логичным.

Почему ваш сайт – медленный?

Если сайт грузится долго, тому может быть несколько объяснений:

Медленная загрузка сайта - скриншот

  • Наличие тяжёлых изображений. Нам довелось работать с автомобильным сайтом, владелец которого не мог понять причину: почему при массе усилий, затраченных на продвижение, сайт упрямо сидит во втором десятке? Главная проблема оказалась «на поверхности»: сайт грузился так долго, что пользователи, попадавшие на него, быстро уходили, накручивая негативные поведенческие. «Копнули глубже», сделали анализ сайта на скорость загрузки и обнаружили, что источником проблемы является фоновое изображение весом в 2,5 мегабайта, проходившее через все (!) страницы сайта. Мораль сей басни: проверяйте вес и формат картинок, которые выкладываете на страницах сайта! Про PNG забудьте.
  • Грязный код. Если используете готовую тему – пусть она взята из официального репозитория CMS – её код может напоминать помойку. Нужно обязательно передать код на чистку программисту – хотя лучше не связываться с шаблонами тем, предпочитая дизайн «под ключ».
  • Наличие ошибок JavaScript. Большинство интерактивных элементов сайта написано на языке JavaScript. Именно скрипты браузер пытается подгрузить в первую очередь, и если они не оптимизированы, загрузка сайта затормозится. Чтобы скрипты не мешали, нужно настроить асинхронную загрузку – JS-код и другие элементы сайта будут подгружаться отдельно друг от друга.
  • Избыток рекламы. Речь не идёт об отказе от рекламы в принципе. Но нужно помнить, что каждый баннер – дополнительный HTTP-запрос, а значит, плюс к времени загрузки. Рекомендуем вывести экспериментальным путём, какое количество рекламы допустимо без явного замедления загрузки сайта.

Заметка. Гипотеза, что страница грузится медленно из-за чрезмерной величины полезного контента – мол, статья слишком велика – откровенный абсурд. Максимальное раскрытие темы является более значимым фактором ранжирования, чем скорость загрузки сайта.

Как проверить скорость загрузки сайта

Проверка скорости загрузки сайта - скриншот

Каноничным сервисом для анализа сайта в Google онлайн является PageSpeed Insights. Сервис использует технологию Lighthouse для имитации загрузки страницы и замеряет 6 параметров:

ПараметрЧто показываетНорма

Время загрузки первого контента (First Contentful Paint)

Сколько времени проходит c начала загрузки до появления первого элемента

0-2 сек

Индекс скорости (Speed Index)

Сколько времени необходимо для загрузки всего контента

0-4,3 сек

Время загрузки крупного контента (Largest Contentful Paint)

Сколько времени занимает загрузка самого большого «куска» сайта

0-2 сек

Время загрузки для взаимодействия (Time to Interactive)

Через какое время страница оказывается готова к взаимодействию с пользователем

0-5,2 сек

Общее время блокировки (Total Blocking Time)

Время, когда с сайтом ничего нельзя сделать – он грузится

0-300 мс

Совокупный сдвиг макета (Cumulative Layout Shift)

Измеряется в баллах. Зависит от того, какое количество сдвигов происходит на странице во время загрузки

0-0.5

 

Понять последний показатель сложнее всего. Вы наверняка сталкивались с таким: начинаешь читать текст, а он улетает – наконец подгрузилась реклама. Сервис Lighthouse суммирует баллы по таким сдвигам и выдаёт итог. Чем больше значение Cumulative Layout Shift, тем хуже.

По итогам анализа PageSpeed даёт рекомендации по оптимизации и уточняет, сколько времени удастся сэкономить, выполнив эти действия:

Рекомендации по оптимизации PageSpeed  - скриншот

Если сайт находится в красной зоне по Google PageSpeed, это не значит, что он обречён. Например, у «М.Видео» один из самых медленных сайтов среди интернет-магазинов – главная страница грузится 33.7 (!) сек. Оценка в мобильном тесте PageSpeed – 11 / 100. Однако ребят из «М.Видео» сильно это не волнует – низкая скорость не мешает сайту находиться в топе по ВЧ-запросам.

Гнаться за 100 в PageSpeed бессмысленно, ведь сервис сравнивает страницу сайта не с другими, а с лучшей версией самой себя – то есть определяет потенциал для улучшения. Ваша страница может получить оценку 1, но фактически быть быстрее, чем страница с оценкой в 90.

Для анализа сайта в «Гугл» на скорость допустимо использовать и иные сервисы:

  • Free Website Speed Test (Uptrends). Позволяет проверить скорость загрузки из 9 локаций с 4 континентов. Плюс здесь можно выбрать браузер и разрешение экрана.
  • Pingdom Website Speed Test (Solar Winds). Локаций поменьше (7), зато отчет максимально подробный. В частности, можно узнать, контент какого типа имеет самый большой удельный вес на странице.
  • Web Page Test. Внешне неказист, на деле – настоящий монстр анализа скорости сайта в Google. Позволяет пользователю увидеть, как именно подгружается страница – ролик можно скинуть подрядчику, чтобы указать на ошибки. Выводит графики, где показано, сколько время грузится каждый элемент страницы. Дружит с Lighthouse, поэтому «в довесок» замеряет те же параметры, что Google PageSpeed.
  • Sitespeed. Единственный в списке русскоязычный сервис для анализа сайта в Google на скорость. Программа отправляет несколько запросов к странице с разных дата-центров и определяет скорость по каждому. Отчёт о времени загрузки можно запросить на почту.

Подводим итоги

Прежде чем инвестировать огромные суммы в «облегчение» сайта и увеличение скорости, ознакомьтесь с отчётом лаборатории Ашманова за 2018 год. Там содержится парадоксальный вывод: с приближением к Топ-3 скорость загрузки сайта уменьшается в обоих поисковиках!

Отчет о скорости загрузки сайта от лаборатории Ашманова - скриншот

Объясняется это так: чем больше контента, тем значительнее размер кода HTML – соответственно, больше времени необходимо на отрисовку. Однако объяснение нам не так важно, важно понять следующее: время загрузки сайта является фактором ранжирования для «Гугл», но не приоритетным.

Поэтому подумайте над тем, чтобы бюджет, рассчитанный на работы по ускорению страниц, направить в иное русло. Например, на привлечение авторов-экспертов, которые начнут создавать действительно уникальный и интересный контент.

Обсудим сотрудничество?

Какие задачи нужно решить:
Разработка сайта / интернет-магазина
Продвижение (SEO, Директ и т.п.)
Контент-маркетинг
Поддержка сайта (информационная, техническая)
Аудит сайта / интернет-магазина
Консультация
Задать вопрос специалисту
Заполните форму и мы вам быстро ответим

Комментарии

Добавить комментарий

* Поля, обязательные для заполнения
Добавляйся в наши социальны сети:
Каждый день интересные материалы про маркетинг и не только.

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Провести бесплатный SEO-аудит вашего сайта?

Хочу бесплатный аудит
Заказ сайта
Оставить заявку
Заявка на расчет
Оставить заявку
Оставить заявку
Заказ услуги
Заказ услуги
Заказ работ
Продвижение от 10.000 рублей
Form
X
Хочу быть автором