Руководитель или маркетолог компании, которая планирует продвигать сайт в поисковых системах, сталкиваются с непростым вопросом – выбор подрядчика. Каждое коммерческое предложение, запрошенное в студиях или удаленщиков, пестрит терминологией, преимуществами того или иного вида продвижения, огромными списками предстоящих анализов и доработок на сайте. В общем, создается впечатление, что все делают одно и тоже:
- Проводят аудит сайта;
- Исправляют на нём ошибки;
- Подбирают ключевые слова для продвижения;
- Оптимизируют страницы под запросы;
- Проводят юзабилити-анализ;
- Дают рекомендацию для увеличения результата;
- Проставляют внешние ссылки;
- Работают с поведенческими факторами;
- Настраивают системы сборы статистики;
- Дорабатывают функционал и т.д.
Отличие только по бюджету, гарантиям и срокам получения результата.
Как определить СЕО-специалиста, который действительно обладает квалификацией, позволяющей вывести ваш сайт в зону видимости поисковых машин, который достигнет результата на деле, а не на бумаге?
Это действительно важный вопрос, так как минимальный срок договора обычно составляет полгода, а в среднем длится год-полтора. Если сайтом займется дилетант, то результат будет нулевой, или отрицательный и может недешево обойтись для заказчика:
- Время упущено – год-полтора, и конкуренты за этот период времени уже выросли в трафике и в лидах.
- Бюджет, в среднем пятьдесят тысяч в месяц, потрачен в пустую. За год это 600 тысяч рублей, на контекстной рекламе можно получить хороший трафик за эти деньги.
15 пунктов для оценки SEO-специалиста или компании
Для определения благонадежности подрядчика мы рекомендуем обратить внимание на следующие косвенные моменты, которые напрямую не отражены в коммерческом предложении.
1. Индивидуальный или конвейерный подход
Определяем подход студии – индивидуальный или конвейерный. Важно, чтобы при общении с сотрудниками студии они решали вопрос, с которым вы обратились. Например, для вас важно продвижение при котором растет трафик, а вам предлагают коммерческое предложение где акцент на позициях по нескольким запросам.
Обратите внимание, готовы ли специалисты погрузиться в вашу задачу? Предлагают решения по заданным вопросам? Те, кто работают на конвейере, зачастую предлагают свои услуги не по запросу, а готовое типовое решение, а в коммерческом предложении в заголовок просто вписывают название вашей компании.
2. Контактная информация
Есть ли офис? При возникновении серьезных разногласий у вас будет возможность приехать в студию и решить вопрос очно. Если это фрилансер, то придется долго ждать, пока он приедет к вам в офис для обсуждения.
Какие телефоны у студии – только мобильный или есть городские? Если за красивым сайтом студии кроется только один мобильный телефон и электронная почта, то есть вероятность, что это фрилансер, создающий видимость студии. Одиночка, который может запросто пропасть отключив мобильник и удалив почту через месяц – два работы.
3. Менеджеры по работе с клиентами
Обратите внимание, кто с вами общается – менеджеры по работе с клиентами? Как быстро они отвечают? Если с вами общается непосредственно специалист, то скорей всего он всегда общается с клиентами и согласовывает все вопросы. А когда же он будет заниматься вашим сайтом?
4. Партнеры студии
Посмотрите на сайте потенциального подрядчика, есть ли упоминания о партнерствах. Проверьте наличие информации о студии на сайтах партнеров. Например, студия указывает, что она является бизнес-партнером Битрикс или UMI.CMS, участвует в рейтинге Рунета и состоит в каких-либо ассоциациях. Это значит, что на сайтах этих компаний, должно быть упоминание о студии. Если его нет, то следует уточнить почему у подрядчика.
5. Раздел портфолио
Обратите внимание на количество работ в портфолио. Проверьте работают ли сайты, указанные в списке работ. Посмотрите внизу на указанных сайтах, кто разрабатывал и год создания. Напишите в эти компании, чтобы получить отзыв о сотрудничестве с разработчиком.
6. Кейсы на сайте
Поищите кейсы, какие задачи решали специалисты компании, как они это делали. Насколько актуальны для вас решения которые применила студия. Проверьте сайты, указанные в кейсах, попробуйте связаться с владельцами веб-сайтов и получить отзыв.
7. Отзывы на сайте и в интернете
Посмотрите на страничке студии клиентов. Запросите телефоны контактных лиц этих компаний для связи и уточнения. Поищите отзывы о студии в интернете:
- otzovik.com
- spr.ru
- zoon.ru
8. Специалисты по доработке сайта и наполнению
Узнайте у менеджера, есть ли в штате специалисты по дизайну, разработке, копирайтингу. SEO – это консалтинговая услуга. Она предполагает анализ и рекомендации по доработкам для вывода сайта в ТОП поисковиков. Основную работу с сайтом по техническом заданию оптимизатора делают программисты, контент-менеджеры, веб-мастера и копирайтеры.
9. Договор на SEO
Попросите прислать вам договор для ознакомления. Бывает, что в коммерческом предложении написаны одни сроки и гарантии, а в договоре совсем другие.
10. Реквизиты юридического лица
По ним можно определить дату регистрации компании. На определенных сервисах можно проверить юридическую и финансовую историю компании на благонадежность. Если на сайте написано, что студия работает более десяти лет, а юридическому лицу чуть более одного года, уточните почему такое расхождение. Если ранее было другое юридическое лицо – запросите реквизиты, их также следует проверить.
11. Прозрачность озвученного бюджета
Уточните, нужно ли будет вносить какие-то суммы сверх ежемесячного платежа. Возможно, что дополнительно нужно будет оплачивать разные сервисы и услуги: виджеты онлайн-консультантов и обратных звонков, коллтрекинг, копирайт, ссылки, тесты, аудиты, анализ, специальный хостинг и т.д. Лучше сразу определить бюджет целиком и согласовать постоянные и разовые платежи.
12. Контекстная реклама
Оказывает ли компания услуги по настройке и ведению контекстной рекламы. Комплексное продвижение даёт синергетический эффект и если вам придется обращаться к другим подрядчикам, то могут возникнуть спорные ситуации между специалистами по контексту и оптимизаторами. Так как нет налаженной связи между специалистами, кто-то может удалить настроенные страницы, счетчики, сервисы, что приводит к дополнительным издержкам заказчика.
13. Дополнительные услуги
Уточните, какие еще услуги оказывает веб-студия. Будет ли оказываться поддержка сайта, контроль работоспособности, продление хостинга и домена. Не вовремя продленные домен и хостинг приводят к отключению сайта, и он быстро потеряет достигнутые позиции.
14. Формат коммерческого предложения
Какой имеет вид и какую содержит информацию. Это простое письмо или грамотно оформленное вложение формата Word, PDF? Можно ли по коммерческому предложению сказать, сколько будет стоить услуга, что будет делать агентство, кто будет заниматься сайтом, какого результата планируется достигнуть и в какие сроки.
15. Гарантии
Какие гарантии на SEO даёт агентство. Бывает, что они выражаются в виде дополнительной премии за достижение результата, и их называют «финансовыми гарантиями». Например, продвижение по позициям тридцати запросов стоит 30.000 рублей. При достижении ТОП10 более двадцати запросов, предполагается, что заказчик выплачивает дополнительно к бюджету премию в размере 20.000 рублей. Получается, что бюджет становится – 50.000 рублей. И гарантии подрядчика заключаются в том, что он не дополучает свою премию в размере 20.000 если достигает результата, а не снижает на эту сумму первоначальный бюджет 30.000 рублей, как сначала кажется из коммерческого предложения.
Выводы
Этих моментов будет достаточно, чтобы не имея знаний в сфере интернет-маркетинга, составить первое адекватное впечатление о компании подрядчике и начать с ним обсуждать детали сотрудничества.